Найти тему

Как уживаются вместе искусственный интеллект и искусство

Цифровой художник Кирилл Рейв
Цифровой художник Кирилл Рейв

Обсуждать опасность искусственного интеллекта можно, но бесперспективно, также как письмо Илона Маска о необходимости приостановить развитие ИИ «…Стоит ли нам автоматизировать все профессии, включая те, что способствуют нашей самореализации? Чрезмерное доверие нейронным сетям может быть губительно для научного знания». https://www.rbc.ru/life/news/6424457c9a7947ebee7f7534.

Чтобы ученые не оказались погребены под валом ошибочных результатов, необходимы строгие и продуманные стандарты применения искусственного интеллекта. Существуют десятки сценариев, каким именно образом человечество может понести необратимый ущерб в результате дальнейшего совершенствования искусственного интеллекта. В гуманитарной сфере, самой уязвимой, И.И. представляет наибольшую опасность. Нейронные сети используют алгоритмы, имитирующие работу человеческого мозга. Но смогут ли они заменить нас?

Что же касается сферы культуры и искусства, здесь стоит вспомнить выставку 2017 в Лос-Анджелесе и Франкфурте «Нечеловеческое: искусство в эпоху искусственного интеллекта», где были обозначены все основные проблемы художественной возможности ИИ.

Об искусственном интеллекте в арт-сфере обычно говорят либо с опаской, либо с презрением. За хайпом, окутавшим технологию в последний год, порой трудно разглядеть: есть ли место алгоритмам нейросетей в искусстве?

Картины, написанные нейросетью, выигрывают художественные конкурсы; с помощью ИИ снимают целые сериалы, построенные на дипфейках голливудских актёров. Однако, несмотря на успешные примеры использования ИИ в дизайне, кинематографе, видеоиграх или музыке, на текущем этапе ИИ — скорее соавтор, а не главный исполнитель. Нейросети умеют генерировать тексты по заданным критериям, но способны ли они заменить полноценного писателя? Ведь ИИ не может передавать ощущения и рассказывать по настоящему интересные истории и уж точно не напишет что-то похоже на «Мертвые души»… Люди эмоциональны, и их мозг запрограммирован на то, чтобы использовать чувства для убеждения себя в логических решениях, а не наоборот.

Несовершенства сгенерированных текстов в том, что нейросеть не берет во внимание контекст, в результате чего получаются не связанные между собой фрагменты. Кроме того, они могут генерировать недостоверную информацию, добавляя в повествование несуществующие исторические события, названия городов и т. п. Эти особенности сужают сферу применения нейросетей в творчестве, делая текст пригодным разве что для фантастической прозы или абстрактной поэзии. Но и с другой стороны, иногда ошибки нейросети делают текст интереснее и живее.

Если ИИ и не может полноценно заменить писателя, то точно может помочь, к примеру, стилизовать сказку под триллер, изложить «Ромео и Джульетту» в дворовой «пацанской» манере или проиллюстрировать книгу с помощью сгенерированной картинки. Также преимуществом использования нейросети в писательстве может стать преодоление страха «чистого листа». Нейросеть может придумать названия глав, написать черновик, а затем отредактировать его неограниченное количество раз — в отличие от человека, который не всегда готов отказаться от собственных идей и способов самовыражения.

Машина легко может воспроизвести стиль Толстого или написать картину в манере Малевича, но никогда не предложит новых форм или идей. Это лишь доказывает, что без самостоятельного творческого самовыражения человека не будет прорыва в искусстве, а будут только симулякры культуры.

Есть и польза от развития искусственного интеллекта. Это, прежде всего,

сохранение арт-объектов, использование новых технологий в реставрационной деятельности. Так Государственный музей Нидерландов (Rijksmuseum) восстановил с помощью нейросети потерянную часть картины Рембрандта «Ночной дозор». Она была создана в 1642 году, но со временем потемнела и покрылась грязью. Для реставрации картины использовали специальный сканер, который создал изображение с высоким разрешением, а ИИ обрабатывал данные и устранял дефекты на картине. В результате была создана точная копия картины в цифровом виде, которую затем использовали для реставрации оригинала.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642 г. Рейксмузеум, Амстердам
Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642 г. Рейксмузеум, Амстердам

Национальный музей Тайваня использовал ИИ для определения подделок в коллекции китайской керамики. Система проанализировала текстуру, мазки кисти и структуру красок — и выявила несколько подделок в коллекции музея.

Дополненная реальность (AR) — еще один способ вовлечь человека в мир искусства, который дает возможность побывать «внутри» картины, делает ее живой и объемной. Подобный способ взаимодействия с искусством стал настолько самостоятельным, что ему посвящают целые музеи. Например, в 2020 году открылся интерактивный музей Art AI Gallery в Южной Корее. Посетители могут экспериментировать с элементами дополненной реальности, видеть, как картины буквально оживают при наведении на них камеры. ИИ с высокой точностью распознает объекты и пространство вокруг зрителя, делая его опыт еще более персонализированным.

-3

Технологии ИИ совершенствуются ежедневно, а значит, мы можем ожидать от музеев и галерей принципиально нового подхода. Эксперты считают, что подобным новшеством могут стать чат-боты с историческими деятелями и художниками — для этого алгоритм должен «усвоить» тонны информации о том, как жил, разговаривал и вел себя тот или иной персонаж.

ИИ, как и любая меняющая мир технология, — это масса возможностей, которые делят нашу жизнь интереснее, ярче, и которые уже успели проникнуть в мир искусства и подарить зрителям новые впечатления.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ