Найти тему
Тот самый «Епихин»

А как тебе такое СДО, Илон Маск?

Недавно посмотрел видеоролик с одной из конференций TED, в рамках которого Салман Хан делится опытом реализации своего проекта KhanAcademy. Если говорить кратко, то проект родился из репетиторства по математике, которое главный герой осуществлял для своих кузенов. Поскольку по долгу службы он находился в другом городе (или штате?), то изначально он проводил вебконференции с ребятами, но потом для удобства стал скидывать им записи своих видеоуроков с разбором тем и задач. Поскольку видео он выкладывал в открытом доступе, то они начали набирать популярность, а он, в свою очередь, реализовал эту идею уже в виде отдельного образовательного ресурса (первоначально по математике) для школьников. Грубо говоря, к услугам видеохостинга на его площадке добавились инструменты для проверки усвоения тем и различные способы вовлечения (статистика, награды и поощрения, уровненная система освоения).

Нужно отметить, что его образовательная площадка или обучающая платформа стала быстро набирать популярность и позволила по-другому взглянуть на процессы дистанционного образования.

Во-первых, такой подход не рассматривают, как полную замену традиционному очному образованию. Это именно инструмент повышения усвояемости материала. Здесь ученик может пройти один урок хоть сотню раз, если он его не до конца понял тему. Здесь никто ни за кем не гонится - каждый работать в своем темпе. И такой инструмент как лекция вносится из традиционного аудиторного формата на самоизлучение, в то время как, семинары и практические работы (где больше контактной работы) могут проводиться в большем объеме.

Во-вторых, геймификация  и масштабирование процесса повышает вовлеченность обучающихся. Дети получают награды за изучение, прохождение уровней. Для них это словно квест, онлайн сетевая компьютерная игра. Они соревнуются, если хотят с собой, а могут и конкурировать с другими участниками. Вопрос в том, каким образом они решают отслеживать свою статистику (лично, в масштабе ограниченной группы лиц (класс или шлака) или вообще по всей сети.

В-третьих, что меня больше всего «зацепило» это подход к проверке усвоения. Здесь задача перехода к новой темп не в том, чтобы получить оценку определенного уровня. Здесь необходимо доказать то,  что материал усвоен. И это «доказывается» тем,  что обучаемый должен решить правильно определенно количество задач без ошибок. То есть, как говорят в футболе - продемонстрировать победную серию. Если говорить более конкретно, то модуль считается усвоенным, если обучаемый в торговой аттестации без ошибок решил не менее 10 (20-30-40 это уже как создатель определит) заданий. Если совершена ошибка, то счет начинается снова. Причем, задания идут последовательно по принципу усложнения. Например, первая 3 простейшие, затем 3 среднего уровня сложности, затем 3 сложный и завершает все сверхсложное задание. Если обучаемый успешно выполняет раз от раза простые задания, то система «зацикливает» базу вопросов на следующем уровне и т.д. пока не будет успешно решено 10 заданий без ошибок.

На мой взгляд, это действительно очень крутой инструмент, который можно использовать для повышения качества усвоения материала слушателям. Безусловно он должен соответствовать ряду требований:

  • вариативность заданий (от тестов до задач разного уровня сложности );
  • грамотный алгоритм «выдачи» заданий в зависимости от качества их выполнения;
  • обширная база заданий - думаю, что на одну тему должно приходиться несколько сотен задний в базе, что позволит исключить «заучивание» буквенных и численных ответов, а будет мотивировать на изучение и усвоение материала;
  • задания должны быть составлены лаконично и понятно;
  • должна быть создана система обратной связи и статистики, которая позволит «отслеживать» и заменять некорректно составленные или попросту не понятные вопросы.

Могу предположить, что такой подход в современных реалиях может существенно ускорить изучение материалов студентами и школьниками. А также он, при правильной реализации, он может работать на улучшение качества усвоения. Причем, я не вижу особых препятствий к реализации его в различных дисциплинах от естественнонаучных и технических до гуманитарных.

Причем мне нравится в данном случае, что процесс обучения не формализован (проскочить и протыкать ради галочки), как очень часто происходит в отечественной практике применения систем дистанционного образования. Здесь задача именно в том, что усвоить  материал, узнать чтото нового, научиться новым подходам, получить опыт решения новых задач и заданий.

Что Вы думаете о данном подходе и возможности его реализации в рамках Ваших дисциплин?

С уважением,

Тот самый Епихин