Бийский технологический институт с размахом отмечает свое 65‑летие. Вишенкой на торте стал приезд в высшее учебное заведение экс-министра иностранных дел Австрии, доктора права, дипломата и политического деятеля, а теперь и руководителя центра геополитической обсерватории по ключевым проблемам России „G.O.R.K.I.“ при Санкт-Петербургском госуниверситете Карин Кнайсль.
Фрау Карин также известна тем, что в 2018 году пригласила Владимира Путина на свою свадьбу и даже подарила президенту России танец. А теперь сама живет в России, в деревне Петрушово Рязанский области, и, видимо, абсолютно счастлива.
18 июня для преподавателей, студентов и гостей БТИ дипломат прочитала лекцию „Роль России в экономике мировых энергетических рынков“, а также подарила библиотеке института свои книги, в частности, недавно опубликованную „Реквием по Европе“.
Ядерную энергетику пока рано оставлять в прошлом
Ко всему прочему, Карин Кнайсль является специалистом в области энергетики. Буквально недавно прошел Петербургский международный экономический форум, где она выступала в качестве модератора. Так что, можно сказать, в Бийске продолжили обсуждать крайне важную для современности проблему.
Лекцию гостья начала на русском:
— Мне жаль, что не смогу провести всю свою лекцию на русском, — сразу извинилась Карин Кнайсль. — Я приехала в Россию 10 месяцев назад и еще говорю лучше по‑арабски, чем по‑русски. В следующий раз, когда буду здесь, это моя цель — сделать свою речь русской. Извините, сегодня это будет по‑английски.
А дальше Карин Кнайсль продолжила уже с переводчиками. Лекция длилась около двух часов. Речь шла о зеленой энергетике (например, солнечный свет и ветер), а также о традиционных источниках энергии (уголь, нефть, газ) и о ядерной энергетике, которую тоже сбрасывать со счетов пока не стоит.
— С 1990‑х годов начались дебаты о переходе на зеленую энергетику, но с тех пор не очень многое изменилось. Амбиции и реальность — мы по‑прежнему зависимы от природных ресурсов.
По ее мнению, на полный переход понадобится около 200 лет. И надо учесть, что альтернативные способы энергии тоже потребуют природных затрат. Даже для солнечной энергии нужны те же панели, которые создаются из металла и тоже имеют высокую стоимость.
Место России на мировом рынке
Роль России в экономике мировых энергетических рынков по‑прежнему огромна, наша страна занимает лидирующую позицию по углю, урану и т. д. И, по мнению знаменитой гостьи, Запад рано поспешил отказаться от поддержки России в энергетическом вопросе. „Просто так нельзя взять и убрать Россию с рынка“.
— Несмотря на санкции, у России довольно большой объем экспорта нефти, газа и угля, — говорит она. — Если Европа хочет отойти от российского сырья, не получится это сделать за 2–3 года. Это займет минимум 5–8 лет. И какой ценой? Это вопрос не только финансовый, но и экологический.
Завершила она лекцию фразой: „Мы можем напечатать много денег, но мы не можем напечатать энергию“. И призвала серьезнее относиться к этому вопросу.
— За последние 20 лет в Евросоюзе больше говорят о климатических изменениях, чем об энергетической политике. Хотя роль государства — дать гражданам достаточное количество энергии, энергетики, чтобы им не приходилось считать, сколько они потратили за сутки.
Главное теперь для России, считает она, найти больше партнеров в экспорте энергии, хотя бы 2–3. „Мы уже видим, как Россия формирует азиатский рынок. Речь идет не только о Китае, а также о Малайзии, Индии и других странах“.
Также фрау Кнайсль отметила, что в будущем появится повод для нового глобального конфликта — вокруг воды. Вот над чем стоит задуматься уже сейчас.
После лекции можно было задать вопросы, это был более свободный формат общения. А журналистов ожидала пресс-конференция…
Пресс-подход, или Пару слов от университета
Сразу после лекции журналисты сделали небольшой пресс-подход. То есть совместно задали вопросы принимающей стороне.
— Как вы оцениваете лекцию Карин Кнайсль?
— На сегодняшний день у нее есть объективный взгляд на место России в мире, — отмечает директор Бийского технологического института Максим Ленский. — В последнее время услышать от европейца такое мнение достаточно сложно. Мы можем повлиять на граждан Российской Федерации и союзных республик, но не на европейского чиновника такого высокого уровня, пусть даже и бывшего. Поэтому мы услышали от нее действительно объективную картину и оценку ее видения России и места России в глобальной и мировой экономике.
— Для меня было ценно, что есть в Европе люди, которые рассуждают здраво, — добавляет профессор, доцент и кандидат технических наук Евгений Сыпин. — Интересно было послушать, как рассуждают европейцы, как они прагматично смотрят на ситуацию. Здравомыслящие люди понимают, что на самом деле все санкции, когда Европа отказывается от нашего топлива и энергоресурсов, наносят удар в первую очередь по самой Европе. Карин Кнайсль правильно сказала: демографическая ситуация такая, что энергоресурсы больше востребованы на Востоке и в Азии. Они только ускорили разворот нашей страны в эти регионы.
— А как нашему городу удалось пригласить такую высокопоставленную гостью? Ведь мы даже не краевая столица…
— Бийск — непростой город, наукоград, со своей историей. Алтай — туристическая Мекка, — отмечает заместитель директора БТИ, кандидат технических наук Александр Казанцев. — Однажды, практически в частном разговоре, мы сказали Карин, что у нашего института юбилей и что мы находимся на Алтае. Она очень заинтересовалась, и мы предложили ей посетить наш институт. Приготовили программу, прислали официальное приглашение, и Карин согласилась в июне выделить для нас 4 дня. В подготовке визита принимал активное участие попечительский совет института. Это очень приятно, что в городе есть команда людей, которая может пригласить человека такого уровня. Дальше подключился целый ряд людей, чтобы все прошло на достойном уровне. К слову, К. Кнайсель оказалась человеком непритязательным, прилетела обычным рейсом.
После лекции, в этот же день, экс-министр Австрии приняла участие в экскурссии „По улочкам старого города“ в честь празднования 315‑летия Бийска. Также в рамках визита она посетила градообразующие предприятия города, были запланированы поездки в Белокуриху и всесезонный курорт „Манжерок“.
В день лекции, 18 июня, она написала в своем тг-канале: „Прибыв утром на Алтай, провела очень интенсивный и плодотворный день, лекция в Бийском технологическом институте, прогулка по Бийску, который основал Петр Великий в 1709 году. Как раз в этот день праздновали День рождения города“.
Чаепитие с экс-министром
Видимо, по счастливой случайности (или божественной закономерности) в этот же день Карин Кнайсль дала эксклюзивное интервью корреспонденту нашего издания. Причем на английском. Поэтому заранее прошу прощения перед фрау Карин, если не все перевела корректно, но в целом, как мне кажется, я смогу донести до вас суть.
Интервью проходило в кабинете директора, в котором помимо гостьи присутствовали ректор Максим Ленский, переводчики и студенты, представляющие собственный пресс-центр БТИ.
В кабинете было много зелени, а на широком удобном столе — все для приятного чаепития и неспешной беседы. Карин Кнайсль уделила нам более получаса, охотно общалась, а после с удовольствием сделала пару фотографий на память.
— Так счастлива иметь возможность задать вам несколько вопросов, — начала я свое интервью. — Могу ли задать вопросы не о работе?
— Конечно, — ответила она. — Любые, кроме личной жизни.
— Я бы хотела больше узнать о вас как о человеке. Что вы любите? Есть ли у вас хобби? Чем занимаетесь в свободное время?
— Я приехала в Россию со своими животными. Это было непросто, но я переехала с пони, двумя собаками-боксерами и одной кошкой, вторую я нашла уже здесь. К счастью, могу брать своих собак на работу.
Мальчика зовут Уинстон Черчилль, а девочку — Джекки. Ранее Карин Кнайсль рассказывала, что одна из собак чуть не умерла после укуса клеща в мае. Для нее питомцы очень дороги, пережили многое вместе с ней. „Я два года не плакала, но заплакала в тот момент, когда врачи боролись за ее жизнь. К счастью, ей сделали переливание крови. Такого бы активного участия никогда не случилось в Австрии. И для меня это — Россия“.
Во время интервью я поинтересовалась, как чувствует себя Джекки.
— Очень любезно с вашей стороны спросить об этом, — ответила она. — К счастью, собака жива благодаря замечательным русским ветеринарам и ассоциации помощи собакам-боксерам, которую я нашла в интернете. Джулия из Москвы, которая состоит в этой ассоциации, спасла мою собаку, нашла лучшую клинику, буквально вернула ее к жизни.
Кормить животных и чистить конюшни
Также я спросила Карин, как проходит обычный день ее новой русской жизни. Полушутя, попросила буквально расписать каждый час.
Она живет в деревне Петрушово Рязанской области, строит деревянный дом. Ей нравится жить в сельской местности, вставать с петухами и вести натуральное хозяйство. Помимо собак и кошек, она содержит пони, куриц.
— Обычно по утрам я кормлю моих животных, чищу конюшню и получаю от всего этого огромное удовольствие. Чистить конюшню непросто, это правда, но я вижу результат. Иногда на обычной работе можно месяцами что‑то делать, но, когда ты чистишь конюшню, результат виден сразу (смеется, — Прим. корр.). Чисто, свежо, животные счастливы. После этого я могу позавтракать.
Карин Кнайсль напомнила, что до этого жила в Ливане, во Франции, даже несколько месяцев в квартире в Санкт-Петербурге, но поняла, что там и дорого, и не совсем комфортно для долгого проживания, „это не мой мир“.
— И вот я вернулась в свой мир, когда утро начинается с наведения чистоты, кормления, после чего я люблю разбирать свою корреспонденцию, читаю новости, пишу письма. Я до сих пор пишу письма от руки.
Также она рассказала о своей работе в Санкт-Петербурге (в центре геополитической обсерватории по ключевым проблемам России „G.O.R.K.I.“).
„Это очень милый офис“. Если речь идет о работе в офисе, то в нем могут проходить семинары, круглые столы, обычно это происходит два-три раза в месяц. Также там Карин может писать свои записи, что‑то обсуждать с коллегами, проводить лекции.
Карин Кнайсль отметила, что живет среди добрых людей. „Русские люди настолько добры, как я и не могла представить“. Она сожалеет, что пока не может говорить по‑русски достаточно хорошо, не может, например, прийти и поиграть в теннис или (говорит, улыбаясь) в футбол.
Также она хотела бы больше выступать с лекциями в регионах (как она приехала к нам, в Бийск, как она была в Омске, Екатеринбурге), в России очень много регионов, которые она бы хотела посетить. „Я наслаждаюсь преподаванием в регионах“.
— Молодые люди, особенно девушки, которые приезжают в большие города, работают гораздо усерднее. Они стремятся стать лучше, достичь чего‑то большего, у них есть мотивация быть сфокусированными на учебе.
— А скажите тогда, пожалуйста, русские девушки красивее? — не удержалась я от вопроса.
— Я бы сказала, они могут быть сильными и в то же время оставаться леди, а это большая разница, если сравнивать с немецкими или австрийскими женщинами. Если у них активная профессиональная и социальная жизнь, они становятся немного как мужчины. Они не могут одеваться и чувствовать себя как женщины. В России же много девушек, которые одновременно и профессионалы, и леди. И это проявляется не только внешне, но и внутренне. В России более возможно оставаться матерью, женой, и в то же время работать. В Германии и Австрии все по‑другому. Очень трудно найти мужчину, который сможет жить с успешной женщиной. Немецкое общество более патриархальное, традиционное. В России тоже есть свои традиции, но во время Советского Союза женщина была как бы „вытолкнута“ в общественное пространство, стала занимать важные позиции в обществе. В 1989‑м, когда я начала работать в Министве иностранных дел, в стране был небольшой процент женщин с дипломами.
Весь мир хорош, но Дом — в России
— Можно ли сказать, что сейчас вы счастливы в вашей новой жизни в России?
— Скажу так, я благодарна за возможность начать сначала. Но начинать сначала непросто. Большая проблема для меня — язык. Вокруг много добрых людей, но рядом нет друзей, кто бы меня знал 20–30 лет назад, с кем я ходила в школу, когда я была министром, друзья, кому могу позвонить и сказать — пойдем пообедаем на следующей неделе или давай сходим вместе в театр. У меня прекрасные коллеги в офисе, но коллеги — это коллеги, вы не можете проводить все личное время вместе. За последние 5 лет я много переезжала, очень много раз начинала сначала, очень много было релокаций. И теперь я благодарна за возможность начать заново. Надеюсь, построю дом. Для меня это важнейшая вещь. Моя кровать, моя кухня, мой сад. И это уже станет моим Домом. Для меня счастье — чувствовать себя дома, иметь свой привычный распорядок дня. Чувствовать, что я пришла домой.
Неслучайно „Forbes“ в одной из своих статей назвал Карин космополитом: за время учебы и работы она успела пожить в нескольких странах, говорит на семи языках. „Корреспондент египетского телевидения после интервью с ней был поражен: за 20 лет своей карьеры он впервые услышал, как европейский политик говорит на чистом арабском языке“, — рассказывает издание. Видимо, скоро коллекция иностранных языков, которыми Карин Кнайсль владеет в совершенстве, пополнится и русским.
А мы в свою очередь пригласили Карин еще раз на Алтай, чтобы увидеть его осенью, зимой. Он хорош во все времена года. Так что, надеемся, наше главное интервью еще впереди.
Виктория Тарасенко