Из истории одной броши: индийские изумруды и "ар деко"

3,3K прочитали

Пожалуй, в истории ювелирного искусства XX века я не знаю более роскошной, более эффектной изумрудной броши чем эта. Брошь, которая принадлежала Марджори Мерривезер Пост, а сейчас хранится в самом достойном таких украшений месте - в музее, которым стало поместье этой дамы.

Я не раз писала об этой американской светской львицы, увлекавшейся коллекционированием драгоценностей (здесь можно почитать о серьгах Марии-Антуанетты, здесь - о двух колье, из сапфира и из жемчуга). Но даже на фоне остальных её украшений эта вещь стоит особняком. И более прочих ассоциируется именно с ней!

"Портрет Марджори с дочкой Надинией" (будущей актрисой Диной Меррил), Эжен де Блаас, 1929. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд
"Портрет Марджори с дочкой Надинией" (будущей актрисой Диной Меррил), Эжен де Блаас, 1929. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд

Видите эту роскошную гроздь, которая ниспадает с плеча? Удивительное сочетание стиля "ар деко" и мастерства индийских ювелиров прошлого. У Картье не побоялись соединить их воедино!

Можно сказать, индийский период в этом ювелирном доме начался в 1911, когда Георг V и его супруга должны были отправиться в Индию на торжественные церемонии в честь восхождения на престол нового монарха - не только короля, но и императора Индии. Для Марии Текской был создан великолепный комплект изумрудных украшений, получивший в честь церемонии название "Парюра Дели Дарбар". И с тех самых пор у Картье создавали украшения в современном духе... но со старинными резными индийскими изумрудами. И лучший пример этого стиля - брошь, которая не была сделана специально для Марджори, но стала едва ли не лучшим её приобретением.

И это тот самый случай, когда у нас есть возможность сравнить эскиз ювелирного украшения и то, что получилось.

Брошь, Картье, 1928. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд
Брошь, Картье, 1928. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд

С одной стороны, стиль "ар деко" с его геометричностью сразу опознаётся. С другой - взгляните, какие мягкие, округлые линии! Украшения 1920-х и 30-х часто угловаты и выглядят так, как будто ими можно порезаться - такова эпоха! - но здесь, за счёт использования этих индийских кабошонов, впечатление совсем другое.

Один шестиугольный изумруд, один овальный, пять изумрудных "капель", два изумруда "груши", пять круглых и шестьдесят пять мелких. И бриллианты, бриллианты, бриллианты. Платины, из которой сделана брошь - а именно Картье в начале XX века популяризовали этот металл в ювелирном деле - почти не видно за драгоценными камнями. А ещё украшение сделано так, чтобы его можно было носить и как брошь, и как подвеску к колье.

Брошь, Картье, 1928. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд. Детали.
Брошь, Картье, 1928. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд. Детали.

Если честно, я не очень люблю резные драгоценные камни, но в этом украшении они смотрятся так органично!..

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!