Найти тему

Специфика избирательной системы в Парламент Кабардино-Балкарской Республики.

Ранее мы частично рассматривали вопрос избирательной системы в республике Алтай (https://dzen.ru/a/ZnpwtBgesS7IWy9U). Посему цикл статей начнем в с Кабардино-Балкарской Республики.

Парламент Кабардино-Балкарской Республики формируется на основе пропорциональной системы и состоит из 70 депутатов.

То есть, все 70 депутатов избираются не в одномандатных округах, а по партийным спискам.

Особенность Закона Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2008 № 56-РЗ «О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики» регулирует возможность избрания для депутатов только через вертикальные партийные списки. Фактически территориальных партийных групп нет! Это означает отсутствие интриги на региональных выборах. Нет конкурентной борьбы не только из-за отсутствия одномандатных (мажоритарных) округов, но и сам вопрос о том, какой из кандидатов станет в итоге депутатом решается не по итогам подсчета голосов, а в момент включения в проходное место в список кандидатов на региональных конференциях.

Численность избирателей данного региона составляет на 01.07.2024 г. 543 459 человек.

Получается, что один мандат «представляет» интересы 7 764 избирателей.

Справочно: в Хабаровском крае, например, на 945 489 избирателей имеется всего 36 региональных депутатов. И «норма представительства» – 26 264 избирателя на один региональный мандат.

Плохо это или хорошо? Ответ должен базироваться на учете того факта, что именно парламент КБР избирает Главу региона. Поэтому прогнозируемый состав Парламента КБР обеспечивает устойчивость политической системы в республике.

А большое количество депутатских мандатов и удельно низкая норма представительства дополнительно гарантирует стабильность состава парламента.

Справочно: в одном из муниципальных районов Центрального Черноземья при численности избирателей порядка 18 000 человек в районный Совет Депутатов входило 70 депутатов. Этот Совет выбирал и главу района. Именно в этом районе более 25 лет был вечный и несменяемы глава-долгожитель.

Избирательная система КБР технологически позволяет «поиграть» в демократию. Так, в 2019 г. в состав Парламента вошли 5 фракций. Помимо ожидаемых: ЕР, КПРФ и СР, через барьер прошли «Зеленые» и ЛДПР.

Итоги выборов в КБР достаточно уязвимы для последующей критики. И не только из-за отсутствия состязательного (конкурентного) характера самой предвыборной борьбы и отсутствия привязки конкретного депутата к конкретной территории или населенному пункту.

Ч. 2 ст. 66 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2008 № 56-РЗ «О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики» определяет, что число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. То есть федеральное законодательство явку избирателей считает от числа пришедших избирателей на УИК (расписавшихся в книге избирателей или в дополнительных списках за получение бюллетеней для голосования) или избирателей к которым приехали члены УИК на дом (расписались в ведомости получения бюллетеней для голосования вне помещения УИК), да еще и те, кто проголосовал электронно и дистанционно (отметки также об этом содержаться в книге списка избирателей).

А в КБР явка – это число бюллетеней установленной формы в ящиках для голосования…

Как в этом случае обрадуется господин Шпилькин, прогнав итоги выборов в КБР через кривую «Нормального распределения Гаусса»!!!

Скажем у него, всплеск явки прямо увязан со временем. То есть в какой-то момент, ну, скажем, в 20-00, происходит всплеск. Все понятно: «преступная банда, обслуживающая режим, в этот момент вбросила пачку фальшивых бюллетеней». Все доказано! Цифры ошибаться не могут! Наука! Кривая распределения! Гаусс! Железно доказано!

Явно, что мистер Шпилькин совершенно никогда не видел кухню УИКа изнутри. Статистику явки то ведь на УИКах формируют каждые 2 часа с 8 утра по итогам среза данных с книг списка избирателей. Эти данные уходят в ГАС-Выборы. Но ведь данные могли передать в ТИКи с УИКов не в 10-00, а скажем в 10-25 (секретарь УИК в туалет, например отошла! Или сисадмин в ТИКе ввел эти данные только через полчаса…, по той же причине). Или бригада для обеспечения голосования с надомниками уехала в 12–00, а вернулась в 19-00. И эта бригада «обслужила» 70 избирателей. А отчет о ходе голосования попадет в систему «ГАС-Выборы» только в 20-00. Вот и выходит, что еще дополнительная «коррекция» данных по явке, считаемая в КБР по бюллетеням установленной формы только вносит дополнительную путаницу и снижает «кредит доверия» к итогам выборов…

Резюмирую изложенное выше формируем следующий рейтинг качества избирательной системы КБР (10 бальная шкала по каждому фактору).

1. Влияние избирательного законодательства на устойчивость политической системы региона – 10 баллов.

2. Техническое качество регионального избирательного законодательства – 4 балла.

3. Уязвимость региональной избирательной системы для последующей критики – 1 балл.

В среднем 15 баллов из 30.

Заключение: требуется корректировка регионального законодательства КБР о выборах в Парламент.