В Лондоне больше железнодорожных станций магистральных линий, чем в любом другом городе мира, и все они впервые построены в викторианский период. Его первые терминалы были открыты в конце 1830-х годов, когда планировались первые линии между столицей и регионами. Первая пассажирская станция столицы, открылась в декабре 1836 года, за шесть месяцев до восшествия на престол королевы Виктории. Последняя магистральная линия, ведущая в Лондон в девятнадцатом веке, заканчивающаяся в Мэрилебоне, открылась в марте 1899 года, за два года до смерти престарелой королевы.
Более ста лет спустя были построены две дополнительные магистральные линии (HS1 и HS2) для высокоскоростных поездов. Хотя оба являются совершенно новыми железными дорогами, физически отделенными от основных линий викторианской эпохи, оба работают с существующих терминалов, которые были перестроены и расширены. High Speed One (HS1) был открыт в 2007 году, а HS2 в открылся в конце 2021 г.
За шесть десятилетий правления Виктории размер и население Лондона выросли с города с населением около 2 миллионов человек до огромного мегаполиса с населением около 6,5 миллионов человек в 1901 году. Лондон уже был крупнейшим городом Европы до того, как была построена единственная пассажирская железная дорога, но развитие национальной железнодорожной сети в девятнадцатом веке преобразило всю Великобританию. Пассажирские поездки, которые занимали дни по дороге, сократились до часов по железной дороге. Тяжелые и громоздкие товары, которые в 1820 году можно было перевозить только на корабле и барже по каналу, могли быть доставлены поездом практически куда угодно.
Большинство первых паровых железных дорог были построены на промышленном Севере, где поначалу по ним перевозили уголь и полезные ископаемые, а не людей. Железная дорога Стоктон-Дарлингтон (S & DR) первой начала перевозить пассажиров в 1825 году, но ее основным назначением и бизнесом была перевозка угля. Пять лет спустя Ливерпульско-Манчестерская железная дорога (L & MR) была первой, построенной как междугородний пассажирский маршрут. Ее успех вскоре привел к планам строительства основных линий из регионов в столицу.
Это был непростой процесс. Железнодорожные компании, созданные с 1830-х годов, были коммерческими предприятиями, управляемыми частным капиталом. Их успех и выживание зависели от финансовой отдачи, которую они могли предоставить своим акционерам. В культуре свободного предпринимательства девятнадцатого века правительство не участвовало в управлении или финансировании развития железных дорог, но парламент играл решающую роль в выдаче разрешений на каждый проект. Каждая предлагаемая новая линия и конечная остановка требовали принятия частного акта парламента, дающего железнодорожной компании право покупать землю путем принудительной покупки, и для обеспечения этого каждый план должен был подвергаться детальному изучению со стороны парламентских комитетов, а иногда и королевских комиссий.
Строительство конечной станции магистрали как можно ближе к центрам-близнецам - Сити и Вестминстеру - всегда было первоочередной задачей, что отчасти объясняет, почему на протяжении шести десятилетий продолжали появляться новые проекты. Последние четыре южных вокзала вместе с Сент-Панкрасом по северному периметру были достроены во время строительного бума 1860-75 годов, когда в Лондоне были открыты семь новых конечных станций.
Эти новые конечные станции были соединены Столичной и Окружной железными дорогами, которые стали Кольцевой линией Лондонского метрополитена, открытой между 1863 и 1884 годами.
К 1901 году железнодорожная инфраструктура Лондона, созданная за время долгого правления Виктории, была огромной. Вокзалы, депо, товарные склады, пути, мосты и другие железнодорожные сооружения, такие как отели и конюшни, занимали огромные территории столицы. Функционирование крупнейшего города мира стало зависеть от его железнодорожного сообщения. Продукты питания и уголь доставлялись в Лондон поездом. Промышленные и импортные товары распространялись по железной дороге. Национальные газеты и Королевская почта отправлялись поездом. Тысячи лондонцев работали непосредственно в железнодорожных компаниях, и многие другие, такие как водители такси, курьеры и гостиничный персонал, зависели от них в своей работе.
Станции магистральной линии стали воротами в Лондон. Любой, кто ехал в мегаполис или из него по делам или ради удовольствия, садился на поезд и проезжал через один из больших железнодорожных терминалов. К концу девятнадцатого века это включало в себя растущую армию владельцев абонементов, ежедневно путешествующих на работу в Сити или Вестминстер и обратно в свои дома в разрастающихся пригородах Лондона или за его пределами. В двадцатом веке эти пассажиры стали основными посетителями самых оживленных лондонских вокзалов, особенно южных вокзалов Ватерлоо, Виктория и Лондонского моста.
В первой половине двадцатого века эта взаимная зависимость города и железной дороги, которая всегда была более выражена в Лондоне, чем в любом другом мегаполисе, начала меняться. Сегодня более половины людей, работающих в центре и пригородах Лондона, пользуются национальной железнодорожной системой для поездок из дома на работу, хотя схема существенно изменилась после пандемии ковида. Регулярные поездки на поезде пять дней в неделю внезапно прекратились из-за чрезвычайной ситуации в области здравоохранения в 2020 году, и, возможно, никогда не вернутся к старой схеме.
Статистика, собранная для Королевской комиссии в 1903 году, показала, что через столичные железнодорожные терминалы совершается около 300 миллионов пассажирских поездок в год . Столетие спустя их общее количество выросло до более чем 400 миллионов и продолжает расти, хотя некогда массовые железнодорожные перевозки грузов и посылок в Лондоне почти прекратились. Огромные бывшие железнодорожные товарные склады все еще перестраиваются в XXI веке под жилье, торговлю, офисы, досуг и другие цели.
Почти все главные железнодорожные станции викторианской эпохи все еще существуют, хотя некоторые были перенесены, а другие частично или полностью перестроены. Только два городских терминала, Брод-стрит и Холборн-виадук, фактически были закрыты, снесены и стерты с лица земли.
Лондонские терминалы были спроектированы в девятнадцатом веке как выражение амбиций и индивидуальности каждой железной дороги.
Продолжение следует...
Поддержите канал - поставьте лайк.