Найти тему

С историей не расставайтесь! Как с пользой организовывать путешествия по странам/городам, значимым для любимой Родины

Когда речь идет об изучении истории, то посещение исторически значимых городов Родины или стран, сыгравших важную роль в жизни твоего государства, является одним из наиболее захватывающих и познавательных способов погружения в прошлое. Для педагогов организация таких поездок требует особой методологии, которая позволит максимально использовать этот опыт для обучения учеников.

Перед тем, как отправиться в поездку, важно провести подготовительную работу. Ученики могут быть ознакомлены с историей города/страны, его значимыми событиями, историческими личностями и архитектурой. Учителя могут провести лекции, показать фотографии и видео, а также предложить самостоятельные исследования для подготовки к поездке.

Например, при посещении городов Республики Беларусь можно попросить подготовить ребят историческую справку на тему «Белоруссия и Россия: исторические пути развития», «Города Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», «Брестская крепость-Герой» и т.д.
(Витебск. Фото из архива Языковой А.В.)
(Витебск. Фото из архива Языковой А.В.)
(Октябрьская площадь в центре Минска. Фото из архива Языковой А.В.
(Октябрьская площадь в центре Минска. Фото из архива Языковой А.В.
(Вход в Брестскую крепость. Фото из архива Языковой А.В.)
(Вход в Брестскую крепость. Фото из архива Языковой А.В.)

А также обязательно ознакомить ребят с правилами истинного путешественника. Что можно, а что категорически нельзя делать при посещении исторически важных объектов.

Например, очень печально было наблюдать во время путешествия по Беларуси, как турист пытается «запихнуть» монетку в трещину стены церкви, датируемой 12 веком.
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)
(Борисоглебская церковь (Коложская церковь, Коложа), Гродно. Фото из архива Языковой А.В.)

При посещении исторически значимого города важно активно вовлекать учеников в процесс изучения. Это можно сделать, предлагая им выполнить задания по поиску информации на месте, устраивая обсуждения и проводя интерактивные экскурсии как самому, так и с привлечением профессионального экскурсовода. Важно, чтобы ученики не просто бродили по улицам, а осознанно воспринимали исторические аспекты города.

Например, после экскурсии по городу Полоцку можно во время вечернего чаепития обсудить вопросы: в какой летописи и в каком году впервые упоминается Полоцк? Какую роль играет Иван Грозный в жизни Полоцка? И т.д.
-7
-8

Кроме того, учителя могут помочь ученикам осознать значение посещенного города. Важно объяснить, какие исторические события произошли здесь, как они повлияли на развитие страны, и почему этот город является значимым для истории России.

Например, написать краткий очерк-вывод о посещении конкретного значимого исторического места «…Наше путешествие началось с посещения Брестской крепости, места, где в июне 1941 года началась оборона от фашистских захватчиков. Несмотря на огромные потери, советские воины сражались до последнего патрона, демонстрируя невероятный героизм и самоотверженность. Этот подвиг никогда не должен быть забыт, и посещение крепости напомнило мне о необходимости почитания подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны» и обсудить, какие эмоции испытали ребята при посещении.
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

После поездки важно провести обсуждение и закрепление полученных знаний. Ученики могут поделиться своими впечатлениями, задать вопросы, обсудить, что им запомнилось больше всего. Также можно предложить им написать сочинение или сделать презентацию о посещенном городе. Можно предложить подготовить веб-квест для активного закрепления знаний, полученных в поездке.

Таким образом, методология посещения исторически значимых городов включает в себя:

  • подготовку к поездке;
  • активное изучение города на месте;
  • осознание исторического значения места;
  • обсуждение после посещения;
  • закрепление материала в игровой/интерактивной форме.

Такой подход поможет ученикам лучше понять и оценить пользу «исторических» путешествий, а также развить интерес к изучению истории.