Когда речь идет об изучении истории, то посещение исторически значимых городов Родины или стран, сыгравших важную роль в жизни твоего государства, является одним из наиболее захватывающих и познавательных способов погружения в прошлое. Для педагогов организация таких поездок требует особой методологии, которая позволит максимально использовать этот опыт для обучения учеников.
Перед тем, как отправиться в поездку, важно провести подготовительную работу. Ученики могут быть ознакомлены с историей города/страны, его значимыми событиями, историческими личностями и архитектурой. Учителя могут провести лекции, показать фотографии и видео, а также предложить самостоятельные исследования для подготовки к поездке.
Например, при посещении городов Республики Беларусь можно попросить подготовить ребят историческую справку на тему «Белоруссия и Россия: исторические пути развития», «Города Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», «Брестская крепость-Герой» и т.д.
А также обязательно ознакомить ребят с правилами истинного путешественника. Что можно, а что категорически нельзя делать при посещении исторически важных объектов.
Например, очень печально было наблюдать во время путешествия по Беларуси, как турист пытается «запихнуть» монетку в трещину стены церкви, датируемой 12 веком.
При посещении исторически значимого города важно активно вовлекать учеников в процесс изучения. Это можно сделать, предлагая им выполнить задания по поиску информации на месте, устраивая обсуждения и проводя интерактивные экскурсии как самому, так и с привлечением профессионального экскурсовода. Важно, чтобы ученики не просто бродили по улицам, а осознанно воспринимали исторические аспекты города.
Например, после экскурсии по городу Полоцку можно во время вечернего чаепития обсудить вопросы: в какой летописи и в каком году впервые упоминается Полоцк? Какую роль играет Иван Грозный в жизни Полоцка? И т.д.
Кроме того, учителя могут помочь ученикам осознать значение посещенного города. Важно объяснить, какие исторические события произошли здесь, как они повлияли на развитие страны, и почему этот город является значимым для истории России.
Например, написать краткий очерк-вывод о посещении конкретного значимого исторического места «…Наше путешествие началось с посещения Брестской крепости, места, где в июне 1941 года началась оборона от фашистских захватчиков. Несмотря на огромные потери, советские воины сражались до последнего патрона, демонстрируя невероятный героизм и самоотверженность. Этот подвиг никогда не должен быть забыт, и посещение крепости напомнило мне о необходимости почитания подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны» и обсудить, какие эмоции испытали ребята при посещении.
После поездки важно провести обсуждение и закрепление полученных знаний. Ученики могут поделиться своими впечатлениями, задать вопросы, обсудить, что им запомнилось больше всего. Также можно предложить им написать сочинение или сделать презентацию о посещенном городе. Можно предложить подготовить веб-квест для активного закрепления знаний, полученных в поездке.
Таким образом, методология посещения исторически значимых городов включает в себя:
- подготовку к поездке;
- активное изучение города на месте;
- осознание исторического значения места;
- обсуждение после посещения;
- закрепление материала в игровой/интерактивной форме.
Такой подход поможет ученикам лучше понять и оценить пользу «исторических» путешествий, а также развить интерес к изучению истории.