В 1992 году улицу Чернышевского переименовали обратно в Покровку. Чуть раньше вышел знаменитый роман Владимира Набокова «Дар».
Но ежели вы думаете, что больше всего Николаю Гавриловичу досталось от Набокова, то вы глубоко ошибаетесь.
Вот слова Толстого о Чернышевском:
Срам с этим клоповоняющим господином. Его так и слышишь тоненький, неприятный голосок, говорящий тупые неприятности и разгорающийся еще более от того, что говорить он не умеет и голос скверный... И возмущается в своем уголке, покуда никто не сказал цыц и не посмотрел в глаза...
А вот что писал о блудном сыне протеирея Иван Тургенев:
Ах, да! чуть было не забыл... Григорович!.. Я имел неоднократно несчастье заступаться перед Вами за пахнущего клопами (иначе я его теперь не называю) — примите мое раскаяние — и клятву — отныне преследовать, презирать и уничтожать его всеми дозволенными и в особенности недозволенными средствами!.. Я прочел его отвратительную книгу, эту поганую мертвечину, которую “Современник” не устыдился разбирать серьезно... Raca! Raca! Raca! Вы знаете, что ужаснее этого еврейского проклятия нет ничего на свете...
Владимир Набоков лишь подвел итог отношению интеллектуалов к народникам. То есть, тем людям, которые совершенно бескорыстно отстаивали интересы наименее защищенной прослойки населения:
...но такова уж была судьба Чернышевского, что все обращалось против него: к какому бы предмету он ни прикасался, и – исподволь, с язвительнейшей неизбежностью, вскрывалось нечто совершенно противное его понятию о нем.
Попробуйте отыскать такого человека – прототипа Николая Чернышевского - в сегодняшней России. Среди писателей таких людей точно не существует. Нет их и среди политиков. Так что вопрос: что делать? - Повисает в воздухе. Ну или в крайнем случае, есть ответ на этот вопрос в знаменитой комедии Рязанова «Берегись автомобиля»:
— Инга, Инга, что делать? Что делать, Инга, что делать?
— Сухари сушить!
Меж тем роман Николая Гавриловича начинается с главы «Дурак».
Знаменитый «4-й сон Вера Павловны» – женская идиллия, где женское тело больше не предмет удовольствия. По сути Чернышевский написал утопию, фантастический роман. А фантасты – народ довольно косноязычный. Поэтому утопия получилась такая заковыристая, довольно унылая, но все же любопытная. Однако, опубликовать ее удалось только в 1905 году.
Немногочисленные идеи романа довольно типичны для утопии:
Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просветимся – и обогатимся; будем счастливы – и будем братья и сестры, – это дело пойдет, – поживем, доживем.
Плохо, но все-таки хорошо сравнительно с тем, что было.
Не бог весть что, но все же не ужас, ужас, ужас. Сравните с тем, что выходит сейчас. Вот где действительно ужас.
Не ясно одно: что раздражало так писательское сообщество? Ведь признавался же автор:
Если бы у меня был талант, мне не было бы надобности прибегать к таким эффектцам в стиле Александра Дюма-отца, автора Монте-Кристо...
Таланта писателя у Чернышевского не было. Так почему же его заклеймили братья по перу? Возможно завидовали, ведь к запрещенному роману Чернышевского было приковано внимание большее (даже пожар в Санкт-Петербурге в 1862 году приписали авторству Чернышевского), чем к произведениям Толстого и Тургенева вместе взятых. Этот выскочка из духовной среды обскакал дворян, не имея и сотой доли талантов, отпущенных им.
Николай Гаврилович – не первый, но один из первых отечественных иноагентов!
А что вы думаете по этому поводу?
Если материал не вызывает у вас отвращения, и вы желаете отблагодарить автора, не сдерживайте себя:
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514