В современной социальной сфере все острее встает вопрос о социализации и интеграции детей с физическими и ментальными особенностями развития. Все активнее продвигаются и реализуются идеи об улучшении условий жизни для таких детей, о доступности образования для них, а в будущем – и работы.
Под социализацией в данном случае понимается совокупность процессов и методик, благодаря которым особенные дети могут узнать, освоить и применять конкретную систему принятых в обществе норм, ценностей и моделей поведения. Социализация необходима, так как, по понятным причинам, ребенку с особенностями развития охватить и осознать эти нормы многократно сложнее, чем нормотипичным детям, у которых этот процесс происходит автоматически и неосознанно.
Интеграция же помогает обеспечить для этого все необходимые условия, а ее конечная цель – мягкое и полноценное вхождение в социум и адаптация в нем.
Главный инструмент интеграции – инклюзия и инклюзивное образование. Последнее предполагает совместное обучение в образовательных учреждениях детей с особенностями развития и нормотипичных детей. Причем речь идет не только о школах и вузах, но и о детских садах. Подобный подход прекрасно помогает детям с особенностями развития с ранних лет адаптироваться в социальной среде, наблюдать и перенимать у сверстников модели поведения и социальные нормы. В такой среде они изначально воспринимают себя, как полноценную часть общества, значительно реже страдают от комплексов и огромного количества психологических проблем, характерных для их диагнозов. Нормотипичные же дети, вырастая рядом с особенными, учатся воспринимать их непредвзято, видят в них друзей, принимают саму идею о том, что все люди разные и что отличия не делают кого-то плохим или «неправильным», становятся толерантнее и добрее.
Но одного инклюзивного образования недостаточно. Родители особенных детей также должны вносить свой вклад в их будущее:
- По возможности прививайте ребенку самостоятельность, простите его выполнять несложные бытовые поручения. Это не только даст ребенку опору в будущем, но и поможет почувствовать себя увереннее. Конечно, здесь необходимо отталкиваться от состояния и подготовки конкретного ребенка, и за выполнением даже несложных поручений родителям нужно бдительно следить и быть готовыми в случае чего прийти на помощь – помимо прочего это поможет и укреплению эмоциональной связи между родителем и ребенком;
- Беседуйте с ребенком, расскажите ему о социальных нормах и моделях поведения для начала на словах, объясняйте, как и почему люди здороваются, как можно и как нельзя взаимодействовать с другими детьми, расскажите о вежливости и границах не только других людей, но и самого ребенка;
- А практику общения лучше всего начать с родственников. Хорошо, когда ребенок общается не только с мамой и папой, но и с более старшими родственниками или двоюродными братьями и сестрами. Так ребенок быстрее получает навыки общения, видит разных людей и их модели поведения, считывает их и впитывает;
- Помните, что у абсолютно всех детей с особенностями развития психология тоже особенная и у каждого индивидуальная. Поэтому не стоит слишком сильно давить на них и заставлять общаться с кем-либо, если ребенок этого не хочет или пока не готов. Можно и нужно мягко подталкивать их к этому. Да, такая вот тонкая грань, нащупать которую – важная задача для родителей. Впрочем, и себя торопить родителям тоже не стоит, чтобы не было разочарования. Если ребенок впервые пришел на детскую площадку, не ждите от него, что он тут же заведет новых друзей. Это сложный процесс, который требует времени и навыка. Давление в этом случае может заставить ребенка замкнуться в себе и откатит весь долгий процесс подготовки назад.
Правильной интеграции поспособствует методика онлайн-реабилитации. Современная, удобная и недорогая методика. Ссылку на подробности оставлю ниже 👇
Ссылка
Родителей же нормотипичных детей я прошу не относиться к особенным с настороженностью, опаской и негативом. Если не знаете, как контактировать с ними – контактируйте как с самыми обычными! Поздоровайтесь, улыбнитесь, спросите имя и сколько лет, можно поболтать про любимые мультики и героев. Объясняйте своим детям, что бывают и другие, не такие, как они, и в этом нет абсолютно ничего страшного. Такой подход сильно поможет детям с особенностями развития на их непростом пути к социальной адаптации, ведь чем меньше они будут ощущать свои отличия, тем меньше у них будет психологических оков и барьеров.