Найти в Дзене
Интересная фантастика

Русский киберпанк: его понятие и обзор нескольких книг

Здравствуйте, уважаемые читатели. Данная статья является продолжением вчерашнего материала – большой подборки киберпанковской фантастики. Планировал опубликовать обзор сразу пятнадцати книг, относящихся к направлению киберпанка. Однако, сам поджанр таков, что перед обзором конкретной фантастики, требуется сделать хотя-бы минимальное отступление, с изложением киберпанковских основ. Более того, решил составить такую подборку, что отличалась бы от большинства подобных материалов в сети. Просто, не хочется отнимать у читателей время на очередной вариант одного и того же. Время, сейчас, ценнейший ресурс, ведь в информации недостатка нет. Даже, наоборот, имеется переизбыток оной.

Так вот, одной из главных фишек моей киберпанковской подборки является включение в нее фантастики на русском языке. Но, как уже писал выше, объем вчерашнего обзора не позволил этого сделать. Тем более, что просто механическая вставка а-ля «а вот и наши» будет несколько нелогичной. Требуется сказать хоть пару слов про явление киберпанка русских фантастов. Так что, хоть разрывать статьи не очень правильно, но зато есть возможность донести мысль до читателя без сокращений и вырезаний. Поехали.

Итак, жанр киберпанка зародился в среде заокеанских фантастов, в начале восьмидесятых годов прошлого века, как реакция на общественно-экономическую ситуацию на тот момент. Экономический застой, инфляция, рост преступности и засилье японской техники наводили на мысль о фантастическом допущении антиутопического будущего, в котором происходит социальный регресс, рост влияния корпораций и прочих акул капитализма, в связке со всякими мафиози и якудзами. Ну а появление компьютеров и информационных технологий позволяли грезить о большом прогрессе компьютерных и информационных разработок, кибернетики, робототехники и т.п. К этому добавим атмосферу и оригинальность ночных неоновых городов, моды на все японское, героя – одиночку, бунтующего против реальности, и получим зарождение нового направления научной фантастики. Когда общественные условия изменились и, по сути, киберпанк стал не очень актуален, он зажил своей жизнью, трансформируясь в фантастику «посткиберпанка». Ну и, конечно, отцы – основатели киберпанка черпали вдохновение в фантастике авторов прошлых лет. К такой фантастике относятся и романы А. Бестера «Тигр! Тигр!», Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Р. Желязны и Ф. Саберхагена «Витки». Их включил во вчерашний обзор под номерами 1-3. Классический киберпанк представлен в подборке романами У. Гибсона «Нейромант», Б.Стерлинга «Схизматрица», М. Суэнвика «Вакуумные цветы», У. Уильямса «Оголенный нерв», Д. Эффинджера «Когда под ногами бездна» (4 – 8 в статье). В качестве примеров посткиберпанка указана фантастика Н. Стивенсона «Лавина», Р. Моргана «Видоизменный углерод», У. Гибсона «Перефирийные устройства», Ч. Цюфаня «Мусорный остров» (п.8 – 12) Если у вас нет времени читать вчерашний материал, то вот самое краткое его изложение.

Явление киберпанка имеет чисто американскую прописку, если исходить из географического принципа, а хронологически может быть очерчено восьмидесятыми годами, когда интерес к компьютерным технологиям был на пике. По мере их вхождения в жизнь людей, он стал менее ажиотажным. Примерно так спадало внимание к комической фантастике после полета Гагарина и лунных экспедиций. Дальнейшую фантастику, написанную «по мотивам» киберпанка, принято относить к посткиберпанку.

Особняком стоит фантастика русских авторов, ориентирующихся на киберпанк. Причем, здесь важно подчеркнуть временной лаг. Выделяю книги, написанные в конце девяностых годов и в первом десятилетии нового столетия. Почему так? Дело в том, что огромное значение в фантастике киберпанка имеет ощущение анархии, социального хаоса, одиночества и т.п. Совсем неспроста Гибсон, Стерлинг и Ко обязательно включали в свои миры ночных нуарных городов социальные городские низы, гангстеров и т.п. По сути, это отражало обстановку современной им жизни. Поэтому так ярко и убедительно получались киберпанковские антиутопические миры. Наши авторы рубежа веков, незадолго до публикации своих книг, жили и трудились в эпоху, называемую «девяностыми». В общем, у них тоже здорово выходили миры нуара, хакеров и гангстеров. Какой-никакой житейский опыт помогал в конструировании киберпанковских фантастических допущений. Ну и в доказательство приведу три книги наших авторов, которые собирался поместить вчера в большую подборку.

13. Виктор Бурцев «Алмазные НЕРвы» (1999)

Под псевдонимом «Виктор Бурцев» была опубликована Алмазная трилогия дуэта соавторов Виктора Косенкова и Юрия Бурносова. Роман «Алмазные НЕРвы» открывает ее. Мир НЕРвов – это будущее, в котором старые державы и альянсы утратили свое влияние, а японская экономика и образ жизни вновь задают тон во всем мире. Ослабление общественных институтов приводит к усилению влияния корпораций и организованной преступности. В Новой Москве большое вес у африканских преступных кланов, японской якудзы и других экзотических сообществ. Любая экзотика в мире киберпанка весьма условна, потому что всегда находиться что-то такое, с трудом представляемое ранее. К примеру, киберы, Коэффициент Искусственности которых выводит их за рамки рода людского.

По сюжету, журналист Константин Таманский, бывший сисадмин одного из государственных ведомств Артем, авантюрист Тройка и др. персонажи, вынуждены объединиться в погоне за разъемами, позволяющими достичь небывалых результатов в работе с виртуальным пространством, так называемыми алмазными НЕРвами. Впрочем, сильные мира сего также заинтересованы в этом. Ну и потому, без лихого закрученного сюжета в антураже киберпанковской Москвы не обойтись.

14. Вадим Панов «Московский клуб» (2005)

Главной локацией романа В. Панова "Московский клуб", открывающего больший цикл автора "Анклавы", стала Москва параллельного мира, в котором ход истории пошел другим путем. Впрочем, тоже самое можно сказать и о фантастической реальности Алмазной трилогии Бурцева. Так, в обоих случаях авторы оперируют временным отрезком, уже не совпадающих с тем, что произошло в настоящей реальности.

Московский мегаполис пановского киберпанка насчитывает десятки миллионов жителей. Здесь, бал правят могущественные корпорации, обладающие собственными силовыми ресурсами. К шпионам корпорантам следует добавить обязательный киберпанковский набор: хакеров (ломщикв), бандитов и т.п. Ну а закручивается история Анклавов с похищения Петры – дочери босса одной из сильнейших корпораций.

Максимиллиан Кауфман. "Анклавы". Арт. Источник изображения: https://domgadalki.ru/foto/panov-anklaviy
Максимиллиан Кауфман. "Анклавы". Арт. Источник изображения: https://domgadalki.ru/foto/panov-anklaviy

15. Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений» (1997)

Если сюжеты первых НЕРвов Бурцева и Анклавов Панова можно отнести к классическому киберпанку, то роман С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» - первая часть дилогии автора «Диптаун» относится к посткиберпанковской фантастике. Мир «Лабиринта отражений» - это виртуальное пространство, в которое может быть погружен любой человек. Это самое пространство ничем не отличается от реальности, и чтобы выйти из него, требуется прилагать определенные усилия. Формирование целого пласта новой реальности привело к появлению новой, виртуальной экономики, со своими корпорациями, капиталом, сильными мира сего и т.п. Ну а где есть капитал, находятся и пронырливые люди, пытающиеся заработать на разных лазейках. Такие, как дайверы виртуального города – Диптауна, имеющие талант проникать во все тайные закоулки виртуального мира, выводить из него заигравшихся людей и многое другое. Ну а сюжет романа начинается с того, что дайвер Леонид получает заказ: он должен вытащить в реальный мир некого юзера, носящего условный ник «Неудачник». Последний застрял в зоне виртуальной игры «Лабиринт смерти».

Арт к роману С. Лукьяненко "Лабиринт отражений". Источник: https://dzen.ru/a/Y3EP08v1Fw0UImOU
Арт к роману С. Лукьяненко "Лабиринт отражений". Источник: https://dzen.ru/a/Y3EP08v1Fw0UImOU

Таким был киберпанк (он же посткиберпанк) девяностых – начала нулевых в нашей фантастике. Можно ли считать его отдельным явлением в фантастической литературе, или подражанием классическому киберпанку? Не знаю. Однозначно утверждать не могу. Но все-таки больше склоняюсь к первому варианту. Если киберпанк является вариантом антиутопии, то наши авторы в этом знают толк.

Поскольку этот обзор является продолжением предыдущей большой подборки киберпанка, не буду включать сюда иные произведения нашей фантастики, которые можно связать с киберпанковской фантастикой. К примеру, фантастику Александра Тюрина, цикл Александра Чубарьяна «Хакеры», роман Владимира Васильева «Горячий старт», роман Леонида Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума» и др. Предпочтение книгам Лукьяненко и Панова отдал из-за их большей известности. Ну а «Алмазные НЕРвы» дюже зашли, в свое время.

Как пример поздней фантастики, с элементами киберпанка, упомяну роман Олега Щетинина и Натальи Крамаренко «Дело 581-14/ОДЧ-Опасно Для Человечества (Часть 1)» (2020) и роман Игоря Соловьева «Пока цветет смородина» (2023). Первая книга является стартовой частью большой цикла космической фантастики, где элементы твердой НФ, городского фэнтези, остросюжетной фантастики сочетаются с атмосферой и антуражем киберпанка (мегаполисы, корпорации, хакеры, преступность). Ну а «Пока цветет смородина» Соловьева написана по лекалам основоположников жанра.

Впрочем, большой обзор русского киберпанка у меня в планах, с более тщательной подготовкой, изучением мат. части и т.д.

На этом на сегодня все. Постараюсь, в дальнейшем, не растягивать подборки на два обзора. Читайте фантастику.

Ссылки о выходе новых статей ИФ оперативно размещаются в ВК-группе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika