Незадолго до восшествия на престол великий князь Николай Павлович получил царский подарок - его старший брат, император Александр I, зная любовь Николая к морскому побережью, подарил ему большой участок территории Петергофа, прилегающий к Нижнему парку с востока. Вскоре здесь разбили новый парк и Николай Павлович преподнес эти земли в дар своей супруге. Владение получило название «Собственная ее императорского величества Александры Фёдоровны дача «Александрия». Существует мнение, что в нем объединены три имени - первого владельца этих земель - Александра Меншикова, дарителя - императора Александра I и венценосной хозяйки - императрицы Александры Фёдоровны.
Летом 1817 года в церкви Зимнего дворца великий князь Николай Павлович обвенчался с немецкой принцессой Шарлоттой Прусской, принявшей православную веру под именем Александры Фёдоровны. Молодые люди встретились в Пруссии, и будущий русский император влюбился в юную дочь короля Фридриха Вильгельма III, которую любовно называли «Белая роза». Девочка, рано оставшаяся без матери, воспитывалась в предельной скромности, не помышляла о короне.
Николай Павлович, поражённый красотой и кротким нравом невесты, называл её «моя птичка», хотел защитить её от всех жизненных забот и тревог. Их брак не только содействовал укреплению политического союза России и Пруссии, но и оказался очень счастливым.
В июле 1817 года, после свадьбы, молодые супруги поехали кататься от Стрельны до Петергофа. При виде моря, старых деревьев на берегу и фонтанов Александра Фёдоровна пришла в восторг. Это место произвело на неё впечатление гораздо большее, чем Павловск и Царское Село.
Именно Петергофу суждено было стать её любимым домом.
В семье один за другим стали появляться дети - Александр, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай и Михаил.
В 1826 году состоялось торжественное освящение Александрии. Царь поручил осуществление своих замыслов шотландскому архитектору Адаму Менеласу. Данные ему указания были просты и ясны - «Строить … сельский домик или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». Александрия стала прекрасным местом для архитектурных фантазий.
Николай I называл себя «Петергофским помещиком» и старался воплотить здесь свои различные идеи. Все покои, непохожие один на другой, наполнялись готической мебелью, скульптурой, живописью, памятными безделушками. Жилые покои были невелики и дети проводили большую часть времени на балконах и террасах. Вскоре за Коттеджем возникли и другие сооружения - Руинный мост, церковь во имя святого Александра Невского - готическая Капелла, беседка, караулка.
Александрия нравилась императору с каждым годом все больше. Став его постоянной летней резиденцией, она обрела свой герб - на голубом фоне щита венок из белых роз, меч и девиз «За Веру, Царя и Отечество». Этот герб был придуман Жуковским и украшал большинство построек Александрии.
Все постройки Александрии создавались в модном в то время стиле, называемом «неоготика», который распространился в Европе после наполеоновских войн. Он основывался на интересе публики к забытому средневековью, рыцарским временам, роскошным соборам. Этот стиль пришелся по душе Николаю. Так же новая резиденция создавалась в соответствии с жизненными принципами императора, его стремлением к семейному уюту и теплу домашнего очага.
Немного о жизни царской семьи в Александрии
Для взрослых и маленьких обитателей Коттеджа жизнь была наполнена трудом. Большую часть дня взрослые занимались делами, дети - учёбой. Отец, с его строго распланированным днем, был для детей примером для подражания.
Так же особое внимание уделялось физической подготовке мальчиков и девочек. На живописных лугах Александрии все вместе играли в прятки, ходили на ходулях, прыгали на сетке. Были построены специальные детские площадки. На ферме устраивались сеновалы, где валялись и баловались с особой радостью.
Раннее детство детей Николая I пришлось на время, когда впервые появился интерес к детскому возрасту, в обиход вошли детские игры, детские книги, стали шить детскую одежду. Императрица Александра Федоровна ввела традицию семейных вечеров в Коттедже. Эти милые немноголюдные собрания позволяли коротать вечера во время Великого поста, когда балы и выезды в свет запрещались. Дамы могли заниматься рукоделием, мужчины беседовали, дети играли в настольные игры, музицировали, пели. Семейное чтение считалось традицией дворянских домов. Родители подбирали литературу, вместе с детьми обсуждали прочитанное.
Завершение строительства Александрии сделало Петергоф официальной летней резиденцией императорской фамилии. Шли годы, сыновья и дочери росли, но доброжелательная домашняя обстановка, атмосфера любви, тепла царили в доме по прежнему...
Коттедж – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а "мужем петергофской помещицы", а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она "была счастлива, как нигде больше"
Как Вам такая "дача" императора?