Игрофикация — это методика, которая включает использование игровых элементов и механик в неигровом контексте для улучшения образовательного процесса. Цель игрофикации — сделать обучение более увлекательным и мотивирующим для учеников. Это не просто способ развлечь детей, но эффективное средство улучшения усвоения материала.
В данной статье мы подготовили для вас подборку книг, которые научат, как соединить обучение и развлечение, не снижая эффективность урока. Эти книги помогут глубже понять и успешно применить метод игрофикации на практике. Материалы станут полезным ресурсом как для преподавателей, так и для учеников, стремящихся обогатить свой образовательный опыт через игру.
«Игровая педагогика», Има Захарова и Елена Моржина
«Огромную роль в развитии ребёнка с самого рождения играют его потребности. Если все эти потребности удовлетворены, тогда в этот период мир начинает переживаться ребёнком как добрый, поддерживающий».
Книга расскажет о том, как наладить эмоциональный контакт с ребёнком и правильно подобрать игры для каждого этапа развития. Она будет полезна не только учителям, но и воспитателям, психологам и даже родителям. Отдельно хочется отметить, что в книге описана специфика работы с детьми с ОВЗ (ДЦП, РАС, СДВГ, ЗПР).
«Обучение как приключение», Дейв Бёрджес
«Если вы в последнее время не терпели в классе неудач, значит, вы недостаточно далеко выходите за привычные рамки. Безопасные уроки — в лучшем случае рецепт для посредственности».
На какие «крючки» можно поймать трудных подростков? Возможно ли поднять мотивацию у тех, кто совсем не хочет учиться? Как подать любой материал интересно и самому получить удовольствие от процесса преподавания? На эти и другие вопросы ответит эта книга.
«Обучение через развлечение», специалисты творческого объединения #Шашники
«В погоне за интересностью и разнообразием есть риск упустить главную задачу образования – получение знаний и навыков. Избежать этого поможет постоянная сверка: совпадает ли ваша игровая цель и цель обучения».
Книга посвящена концепции Эдьютейнмент (Edutainment) — подходу, соединяющему обучение (англ. education) и развлечение (англ. entertainment). Главная идея книги — показать, как повысить вовлечённость обучающихся в образовательный процесс. Авторы уверены, что получение новых компетенций вполне реально совмещать с общением и развлечением, стоит лишь соблюдать баланс. Плюсом является наличие чек-листов, кейсов и структурированных таблиц. А для тех, кому хочется знать ещё больше, авторы предлагают QR-коды с дополнительными материалами.
«Педагогика игры: теория, история, практика», Елена Репринцева
«Игра становится эффективным педагогическим средством и обеспечивает позитивное влияние на освоение школьниками социокультурного опыта лишь тогда, когда к этой работе качественно подготовлен сам учитель».
Книга представляет собой научную монографию, которая раскрывает педагогические возможности игры, рассказывает об эволюции игровой культуры, а также описывает развитие идей и подходов к изучению игровой деятельности.
«Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность», Анатолий Гин
«Пусть на ваших уроках найдётся место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучали; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний».
Книга предлагает авторские методики игрофикации, с помощью которых можно управлять аудиторией и поддерживать концентрацию внимания и дисциплину. Кроме этого, автор описывает дидактические приёмы введения нового материала, повторения и контроля, а также рассказывает о нетрадиционных формах работы на занятии.
«Спираль обучения», Митчел Резник
«В большинстве стран система образования сосредоточена преимущественно на правилах и предписаниях (позволяющих учащимся выбиться в отличники), вместо того, чтобы помогать им в развитии их собственных идей, целей и стратегий».
Автор книги — профессор, руководитель исследовательской группы Массачусетского технологического института. По его мнению, образование должно держаться на четырёх «китах»: воплощение своих идей через проекты, увлечённость образовательным процессом через поддержание вдохновения, совместная деятельность (партнёрство) и создание игровой среды, в которой можно экспериментировать.
Надеемся, что наша подборка книг показалась вам интересной, полезной, помогла глубже понять принципы игрофикации и применить их на практике, чтобы создать более динамичную и продуктивную образовательную среду.
А если перед вами стоит вопрос о то, как вовлечь детей в учебный процесс, рекомендуем оценить образовательный сервис «Облако знаний», где представлены задания по 17 школьным предметам с интерактивными блок-схемами и шкалами, пошаговыми анимациями, лентами времени, которые помогают сделать обучение не только эффективным, но и интересным.