1. Объявление темы урока. Сегодня мы будем писать свободный диктант. Он отличается от обычного диктанта тем, что диктуется не одно предложение, а целый отрывок из 3-4 предложений. Вам нужно понять смысл услышанного и передать его своими словами. Дословного запоминания не требуется. Диктант, который мы напишем, называется "Лето".
2. Подготовка к слушанию текста. Лето только что закончилось, и у нас ещё свежи воспоминания о нём. Расскажите, что вы наблюдали летом в природе:
- Какое было солнце?
- Как долго длился световой день?
- Как часто шли дожди?
- Что происходило летом с растениями?
- Как вели себя животные?
3. Чтение текста целиком.
4. Анализ текста. На доске записаны глаголы: погаснет, показывается, подымается, не шелохнутся, попрятались, радуются, набегут, напоит, начинает, поднялась, заколосилась, отцвели, наливаются.
- О действиях каких предметов рассказывают эти глаголы?
5. Чтение текста по логическим отрывкам. Учащиеся называют трудные для написания слова, учитель их объясняет и записывает на доске.
6. Повторное чтение текста по отрывкам. Учащиеся записывают последовательно один отрывок за другим.
7. Проверка. Каждый ученик проверяет свою работу дважды: сначала проверяется логика изложения, потом - орфография и пунктуация.