Найти тему
Порцелиновый фан

Быструшкин Б.Д. Работы в технике pate-sur-pate (пат-сюр-пат).

Бронислав Дмитриевич Быструшкин (1926-1977) - очень интересный, необычный, даже своеобычный художник, который, который с юности, с дипломной работы показал себя и скульптором, работающим в мелкой пластике (создание статуэток), и разработчиком новых посудных форм. Его нельзя назвать художником одного предприятия. Или скульптором, предпочитающего работу с одним материалом. Конечно, он был универсалом (или старался им быть): работал с фаянсом, конечно, с фарфором, но также и с майоликой. Кроме работы на "Красном фарфористе" и "ЛФЗ", с 1964-го Быструшкин сотрудничал также со Сланцевским майоликовым заводом (Сланцы, Ленинградская область), создавая фасоны для сервизов и комплектов из майолики, сотрудничал с заводом "Пролетарий" ("Возрождение"). В 1970-м году в освоении создаваемых Быструшкиным керамических форм заинтересовались на заводе "Керамит" (Дно, Псковская область).

Многие любители фарфора знают Быструшкина по фасону "Рельефный", на основе которого с 1975-го года создавали свои сервизы многие известные художники Фарфорового завода. Лично мне данный фасон не нравится, почему на ЛФЗ его активно расписывали - не понимаю. Рельефом там особенно не пахнет, но есть рифлёный низ и верх у корпусных предметов, и рифлёные борта блюдец, тарелок и блюд. В целом, форма примитивна и выглядит дёшево. Объясняю для всех несогласных - это моё личное восприятие. Я любитель (не профессионал!) - я так вижу. Привожу ниже, просто для примера, предметы сервиза "Чёрный тюльпан", созданного на основе фасона "Рельефный", далеко не в самой худшей росписи.

Творческая биография художника полна загадок. После окончания "Мухи" в 1954-м году он три года проработал скульптором в Художественной лаборатории Фарфорового завода, но вдруг снялся с насиженного места, и уехал работать на "Красный фарфорист" (бывш. ГрУзино, Чудово кластера И.Е. Кузнецова). Нужно понимать, что такое завод "Красный фарфорист": туда люди отправлялись только в самой последней стадии отчаяния или под дулом винтовки. Все, кто отправлялись туда по распределению, сбегали после обязательной трёхлетней отработки. Проблемой были тяжёлые условия существования, которых люди просто не выдерживали: отсутствие инфраструктуры, деревянные дома с печным (дровяным) отоплением, клопы, сквозняки и т.д. Но когда Быструшкину после ухода с предприятия Кошман (Павловой) предложили поработать в должности главного скульптора завода, а затем и начальника Художественной лаборатории, он остался там ещё на три года.

На фото: делегация из стран Южной Америки на заводе им. Ломоносова. Первый слева - Б.Д. Быструшкин. Апрель 1956 г. На турнетке пластилиновая модель скульптуры "Царевна-Лебедь" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане". Фото взято со странички  сайта https://restoration.rusmuseum.ru/artist/albom_photo.htm.
На фото: делегация из стран Южной Америки на заводе им. Ломоносова. Первый слева - Б.Д. Быструшкин. Апрель 1956 г. На турнетке пластилиновая модель скульптуры "Царевна-Лебедь" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане". Фото взято со странички сайта https://restoration.rusmuseum.ru/artist/albom_photo.htm.

В какой-то степени, как мне кажется, Быструшкину не везло в творческом плане - самые интересные его работы игнорировались, а наименее интересные тиражировались. В конце 1960-х годов Быструшкин увлёкся техникой пат-сюр-пат (фр. pate-sur-pate - т.е. "пастой на пасте"), которую на заводе не использовали с 1917-го года. Фактически он загорелся идеей возродить данную технику, но как говорится, инициатива оказалась наказуемой. Другие художники и скульпторы ЛФЗ его не поддержали, хотя он и старался...

Для начала - немного истории. Техника "pate-sur-pâte" была разработана на Севрской мануфактуре (Францмя) в 1849-м году. Техника считается не очень сложной в исполнении, но кропотливой, затратной по времени работой, к тому же требующей определённой квалификации от исполнителя. Состоит она в последовательном наращивании при помощи кисточки слоев жидкой глины белого цвета на (обычно) цветных основаниях необожжённых изделий - для создания полупрозрачных и прозрачных эффектов. Техника прижилась не только во Франции, но и в Берлине, Мейсене, и особенно, в Англии (Минтон).

Кисточкой с белым жижелем (остаток фарфоровой массы, соединённый с крахмалом - фарфоровый клей) наносится рисунок по эскизу, затем наращивается объём в нужных местах многократным наложением жижеля по одному и тому же месту, в результате получается белая объёмная картинка. Во второй половине XIX-века для "пат-сюр-пат" настало поистине "золотое время": тогда в такой технике на разных предприятиях Европы создавались настоящие шедевры. Но такие вещи не выдержали конкуренции с поточным производством. Упадок начался с эпохи АР-НУВО. Первая Мировая практически "закрыла тему". Дольше всех продержался Минтон - там трепыхались вплоть до Второй Мировой, и даже чуть дольше! "Последнее прости" этой технике было сказано в 1992-м году, когда в Англии отпраздновали 200-летие Минтона. Сейчас уже и Минтона нет (хотя время от времени что-то выходит под данной маркой, но где - непонятно, так как производство давно перенесено Юго-Восточную Азию). Да-с, всё эффективно разрушили, что смогли, до всего дотянулись "светлые" либеральные умы. "За нашу и вашу свободу!"

Очень часто так бывает, что художники отказываются идти проторенной дорожкой, то что называется, мейнстримом, и идут собственным путём всем ветрам (а то и смертям!) назло. Можно считать, что попытка Быструшкина возродить технику "pate-sur-pâte" на ЛФЗ, и вообще, в СССР, вызывает огромное уважение. Но по-настоящему не сдюжилось - слишком тяжёл был груз.

Почти все представленные ниже фото взяты со страницы сайта, посвящённого Б.Д. Быструшкину https://restoration.rusmuseum.ru/artist/albom_rabot.htm.

Конечно, те, кто видел шедевры XIX-го века, исполненные в такой технике, понимают, что работы Быструшкин до настоящих произведений искусства не дотягивают. Но это обстоятельство не перечёркивает его труд. Он-то как раз мечтал не о шедеврах, а о внедрении этой техники в массовое производство.

А это - бокал. Декор "Розы". Здесь очень хорошо видно, что это не накладная лепнина.

Бокал с декором "Розы" в технике пат-сюр-пат. Автор формы и декора Б.Д. Быструшкин.
Бокал с декором "Розы" в технике пат-сюр-пат. Автор формы и декора Б.Д. Быструшкин.

В галерее ниже представлены плакетки разных форм, где как минимум декор дооформлен в технике пат-сюр-пат.

Брошки и кулоны в форме камей. 1975. Очень возможно, что желание обратиться к "камеям" у Быструшкина возникло из интереса к отечественой истории. Те, кто читал статьи канала, посвящённые дворцовым сервизам конца XVIII-го века, помнят, что императрица Екатерина Великая была самым большим коллекционером камей в Европе (да и в мире). И даже скупила на корню легендарную коллекцию камей герцога Орлеанского.

"Девица с вёдрами". Модель "Матрёшка" от 1966-го года. Декорирована методом пат-сюр пат, очевидно, позже.

Графин "Девица с вёдрами". Модель (форма) "Матрёшка". Роспись пат-сюр-пат, позолота.
Графин "Девица с вёдрами". Модель (форма) "Матрёшка". Роспись пат-сюр-пат, позолота.

Штофы с декором пат-сюр-пат... Реклама нам говорит, что есть плохие сосуды, а есть хорошие. Вот это - хорошие.

В целом ряде работ, представленных в статье, Быструшкин декорирует предметы в смешанной технике. Во-первых, копирует "классический для Англии стиль "Wedgwood Blue" ("Веджвуд блу") - где идёт наложение на форму готового лепного узора, фактически барельефа, а затем этот барельеф дополнительно декорируется в технике "pate-sur-pâte". Так созданы почти все плакетки, штофы, вазы и кубки. Иногда видно, что в технике "pate-sur-pâte" создан всего один элемент декора. Так, в кубке "Баскетболисты" (см. ниже) в такой технике выполнена лишь баскетбольная корзина, в кубке "Волейболисты" - волейбольная сетка, и т.д. В галереях ниже представлены вазы и сувенирная продукция к Олимпиаде-80.

И наконец, сувенирная продукция к Олимпиаде-80. Напоминаю - до Олимпиады Б.Д. Быструшкин не дожил.

Б.Д. Быструшкин во время творческой командировки в Японию. 1965. Фото взято со странички  сайта https://restoration.rusmuseum.ru/artist/albom_photo.htm.
Б.Д. Быструшкин во время творческой командировки в Японию. 1965. Фото взято со странички сайта https://restoration.rusmuseum.ru/artist/albom_photo.htm.

Спасибо за внимание. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!