За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что только плоть и тело. ПОЛЬ ВЕРЛЕН
Итак, начинаем. Кто из вас, дорогие друзья, любители рока не щелкал по ютубным роликам, пытаясь найти хоть какую-нибудь новую информацию о любимой группе, любимом рок-направлении, а натыкались на очень скупую информацию. Этакий беглый обзор, краткий экскурс, где большая доля информации либо выражает личное предпочтение, субъективную оценку или частное мнение (пусть даже это мнение авторитета). На базе прослушанного мною массива рок-музыки, я счел приемлемым использовать свой опыт в публикации познавательно-рекомендательных статей о роке и всем, что с ним связано. Мой проект позволяет рассматривать данное явление в сугубо академическом ключе, в виде познавательных статей с демонстрацией клипов, фотографий, интересных фактов, а также многоаспектный анализ – коллаж на базе культурологии, искусствоведения, а также когнитивной семиотики и психологической герменевтики. В ходе исследования появилась возможность выделять некие эвристические метакоды, для усиления поисковых возможностей в ходе творческого процесса в любой интеллектуальной области. Для этого будет использована особая подача материала. Сквозь мощную семантику древних символов (в нашем случае Старшие Арканы Таро) наше культурное явление засверкает новыми смыслами, позволяющее по-новому взглянуть на, казалось бы, обычные вещи, а может быть даже испытать вдохновение на создание своего шедевра. При этом этот особый взгляд на предмет исследования может рассматриваться и как обычная стандартная классификация основных стилей рока и направлений. Старших Арканов – 22 карты, описаний – 19, 3 – результирующие.
Подобно японскому дзен патриарху Такуану, который достигнув просветления, изобрел… Оригинальную Приправу Из Редьки, любой истинный увлеченный коллекционер может увидеть, оживить и продемонстрировать свою вселенную из всякой всячины. В этом сугубо личном творческом процессе вырабатывается и непрерывно совершенствуются свои уникальные и неповторимые аксиологические принципы.
Автор больше трех десятилетий ежедневно постигал такое необычное явление как рок, которое в итоге вышло за пределы обычного хобби и стало мистерией, системой, технологией, формируя уникальный гештальт, синергию, тезаурус в восприятии, превращаясь в аккомпанемент работы сознания, музыкальный инструментарий творческого процесса, причудливый ассоциативный фон мыслительной работы.
А казалось бы что тут такого особенного. Рок, как говорится, и в Африке рок. Орущие волосатые мужики под визжащие, ухающие и скрежещущие гитары… Однако, как оказалось, не все так просто и примитивно. И в дальнейшем, я постараюсь это показать.
Еще одним новшеством в рассмотрении данного феномена будет не традиционное эволюционное рассмотрение (от Элвиса и Чака Берри и т.д.). Семиотический дискурс располагает наряду с обычным синтагматическим планом, использовать парадигматический. Не горизонтальный временной ракурс, а вертикальный (символический). Это как раз актуально в нашем современном культурном укладе, когда возникла потребность в эдакой творческой переоценке прошлого «под будущее», носящей название ретро-футуризм. Хотя этот метод можно назвать ретро-прогностикой, т.е., проецирование методов познания прошлого в будущее. В отличие от современных когнитивных схем и «операторов», это были мифы, символы и системы символов (в том числе, так называемого, гадательного характера, а также знаки и тексты, призванные активировать человеческое восприятие). И система Старших Арканов Таро мне представилась особенно эффективной для того, чтобы такое молодое и спорное явление как рок, стало более насыщено не только энергией, но и информацией. (Рок-феномен, как информационная модель, выраженная в виде многоплановой сети понятий, соединенных ассоциативными ссылками).
В связи с этим, многие со мной согласятся, что 70 лет с лишним своего существования, рок уже мало ассоциируется с ритм энд блюзом, с которого все начиналось. Американская и европейская культура создали из рок-н-ролла новое синкретическое искусство, объединившее в себе основные шесть элементов: рок-н-ролл (как смесь ритм энд блюза и кантри), классическая музыка, джаз, фольклор, звуковые эксперименты и, пожалуй, традиции бардов (авторская песня). Именно последний элемент наделяет рок личностным творческим началом, приближает его к литературе и, по мнению В. Конен, объясняет его принадлежность к третьему музыкальному пласту в мировой культуре наряду с классикой и фольклором. Этому способствовала «городская» культура. Но об этом и обо всем другом будет рассказано позже.
Стараясь, не перегружать уважаемых коллег терминами и интертекстуальностью, я буду говорить не только о великих, но и о малых, не только об известных, но и о забытых, не только простом, но и об очень сложном роке, имя которому «прогрессивный рок». Его мы будем использовать в качестве эталона всего рок-пути. А «психоделический» момент будет станет квинтэссенцией его творческого потенциала.
Очевидно, напрашивается возражение, зачем все так заумно усложнять. Попытаюсь разъяснить. Дело в том, что по «вине» некоторых групп, я стал относится к року очень серьезно, пытаясь понять, почему он такой НЕОБЪЯСНИМО РАЗНЫЙ. Когда-то «это» было рок-н-роллом, а стало чем-то академически навороченным, продуманным и проникновенным. Рок - самая демократическая и свободная форма искусства, запросто впитывающая в себя все формы искусства. Главное искренне впитать сокровенное и ВЫРАЗИТЬ. И совершить это «чересчур», «вопреки», «назло», «наоборот», «наперекор», «наперерез», «на взрыв мозга», на «разрыв аорты». И в то же время мелодично, композиционно выверенно, интересно, слажено и «по соседям», тайно и явно. Поэтому возникла идея осмыслить это чудо через оригинальную «оптику», сквозь культурные семантические спектры и даже под определенным углом естественных наук.
Спасибо всем, кто читает, понимает, интересуется данной темой, а также тем, кто подписался на мой канал. Рад буду вашим мнениям в комментариях и оценкам в лайках.