Найти тему
Субъективный путеводитель

Советский завод, основанный фашистами. Мрачная тайна МАЗа и его современность

В славном городе Минске есть самый мазовый район! Конечно же, это район Минского автозавода на мощном и шумном Партизанском проспекте.

За проспектом напротив спуска в метро встречает светодиодный МАЗ и фасады жилых сталинских зданий (1949-50):

-2

Прямо над выходом со станции - универмаг с часовой башней и наблюдательным пунктом ПВО:

-3

А ещё - белорусской лепниной:

-4

И небольшой Заводской парк с зубром-логотипом МАЗа в ограде. Навстречу брели потоком молодые ребята со смены ("их было немного, ну где-то полцеха!"), вряд ли знавшие мрачную тайну этого завода - дело в том, что его основали фашисты!

-5

В 1936 году тут, за деревней Красное Урочище, закипела стройка. Но только - не завода, а гарнизона 26-й танковой дивизии РККА. Вдоль Центральной улицы ещё стоят конструктивистские дома командирских квартир:

-6

А ресторан на краю сквера был в прошлой жизни солдатской столовой:

-7

В 1941 году в ней вместо гречки стали подавать кислую капусту, и если кому-то это тешит национальное самолюбие - можно представить, как за столами самодовольно пускали газы солдаты вермахта при засученных рукавах. В ремонтных ангарах латались "Пантеры" и панцервагены, а ознакомившись с отчётами, как на русских дорогах стираются шины и траки, командование Третьего Рейха привлекло концерн "Даймлер-Бенц" к строительству на базе этих ангаров полноценного автозавода.

Трудом остарбайтеров и пленных к 1942 году в Красном Урочище было построено более 30 цехов, в которых трудилось до 5000 рабочих. Завод получил даже собственное название "Гросс-К-верк", а история сохранила несколько его фотографий:

-8

Но не спешите грозить автору прокуратурой за столь неудобный факт! Что наглядно отличает ценностное мышление от рационального: завод - бездушный инструмент, который можно отобрать у врага и против него же использовать. В ставке Сталина это понимали, и потому уже в 1944 году тут начали собирать ленд-лизовские "Студебеккеры", а там и до мирной жизни стало рукой подать.

-9

Да и большинство цехов "К-Верка" давно снесли, причём не из идейных, а из прагматичных соображений - заменив их более просторными. Минские блогеры-краеведы, конечно, слагают легенды о десятках зданий Третьего Рейха, так-то редчайших на оккупированных советских землях (мне сходу вспоминается лишь водонапорка в Нежине), но на спутниковой карте огромной (2,1 на 1км) площадки их почти не видно, а поснимать внутри завода, немало делающего и для оборонки, пока что никому не удалось.

Меня озадачил вот этот корпус странной формы на проходящей вдоль заводского фасада Социалистической улице, но наверняка утверждать не рискну:

-10

Вдоль неё же вытянулись проходная, контора и триумфальные ворота для вывоза готовой техники, но у всего - какой-то откровенно безмазовый вид: МАЗ с его позднесоветскими корпусами запрятался в тихую улочку. Его музей тоже не сильно доступнее вражьих цехов, но хоть с машинами-памятниками у проходной всё нормально - покажу их в историческом порядке:

-11

Итак, если в 1944 году тут собрали по ленд-лизу всего 236 машин, то в 1945 - уже 14 тысяч: не знаю, достигал ли вражеский "К-Верк" таких показателей. Поставленных в СССР американских машинокомплектов хватило до осени 1947 года, а дальше их понемногу стали замещать узлы с Ярославского автозавода - теперь он занимается только моторами, а в раннем СССР был одним из флагманов автопрома, "детьми" которого можно считать МАЗ и КрАЗ.

На новом месте в 1947 году самосвал ЯАЗ-205 превратился в МАЗ-205, отличавшийся только решёткой радиатора и логотипом - русского медведя сменил белорусский зубр. Дальше автопром в Минске лишь набирал обороты, и за дюжину лет разросся так, что производство карьерных самосвалов съехало в Жодино (как БелАЗ), а колёсных тягачей - в Могилёв (как МоАЗ).

Производство первенца же продолжалось до 1965 года, и всего таких машин было построено без малого 99 тысяч. Одна из них уже в 1969 году встала на постамент:

-12

Советская классика вида "кабина над двигателем" (то есть с плоской мордой), как МАЗ-500 (1963-79) или производимый с 1981 года тягач для фуры МАЗ-5432, тут почему-то не представлены. Как лицо Минского завода, его главное изделие наших дней, с первенцем соседствует МАЗ-6501, выпускаемый с 2008 года:

-13

К 1989 году с МАЗовских конвейеров сошёл миллионный автомобиль, и примерно тогда же белорусские автоконструкторы представили, пожалуй, свой технический шедевр - МАЗ-2000 "Перестройка": тягач с уникальной аэродинамикой (лучшей на тот момент чуть ли не в мире) и необычной модульной конструкцией, позволявшей легко менять силовую часть каждой машины под конкретные задачи.

С "Перестройкой" на советские дороги, как где-нибудь в Австралии, могли бы выйти полноценные автопоезда. Но в пост-перестроечном мире этой "Перестройке" места не нашлось... Последний раз опытный экземпляр ездил по Минску на автофестивале в 2002 году, а в 2010-м встал у завода как памятник несбывшимся надеждам.

-14

Но Минский автозавод выжил. Совсем умерли в этой отрасли в бывшем СССР лишь ЗиЛ в Москве и Кутаисский автозавод в Грузии, а главное - выжил КамАЗ, так и оставшийся флагманом тяжёлого автомобилестроения. "На глаз", по западным областям России, мне всегда казалось, что МАЗ конкурирует с ним на равных и даже скорее побеждает, но статистика говорит, что объёмы их производства отличаются вчетверо (здесь - 11 тыс. машин в год, включая 1,2 тыс. автобусов), а на российском рынке МАЗ (наравне с ГАЗом, хотя там и другой сегмент) не входят даже в первую пятёрку, уступая несколькими маркам из Китая.

Зато с распадом Союза МАЗ проник в новую для себя нишу городского общественного транспорта, в 1992 освоив производство автобусов (изначально - немецких "Неопланов"), а с 1999 - и троллейбусов на их основе. Теперь они, от маршрутки до аэродромного шаттла, работают в десятках постсоветских городов, включая Москву и Петербург.

На российском рынке МАЗ явно уступает ПАЗу (ну куда ж без ПАЗиков?!) и "Нефазу" (продолжающему "Камаз") и примерно наравне с ЛиАЗом, "Волгобасом" и китайским "Ютуном". У проходной эту отрасль символизирует пригородный МАЗ-241, выпускавшийся в 2013-18 годах:

-15

И в общем, торжественно хоронили МАЗ журналисты не единожды, а однако же - пока живёт. На проходную глядят бывшие казармы 26-й дивизии (1936-37), частью занятые автоколледжем, студенты которого перевозбудились при виде моего фотика и начали шутить наперебой:

-16

А самый мрачный корпус - для "химии": как и многие советские сущности, в Беларуси сохранился этот вид наказания, ограничение свободы с обязательным трудоустройством на стройку или завод. И с одной стороны тут сухой закон и могут отправить в карцер, а с другой - разрешено пользоваться интернетом и видеться с родственниками. В Минске это единственная "химия".

-17

Заводская библиотека за ними когда-то была Домом Офицеров:

-18

Трудовой улицей я вышел на Партизанский проспект, к которому она раскрывается воротами:

-19

За проспектом соцгород тянется ещё на квартал, потихоньку растворяясь в частном секторе и новостройках:

-20

Среди них вклинился ДК Автомобилестроителей (1975), огромный и столь типовой, что я его даже не сфоткал. Больше мой взгляд привлекла "Женщина на Зубре", на самом деле "Беларусь Партизанская" (2006), которую в своё время забраковали ветераны. "Переосвящённая" и сосланная на окраину, она превратилась в странное "похищение Европы" на белорусский манер:

-21