Найти тему
Из Германии да в Россию

Великая русская песня глазами русского Vs. глазами немца: «Ой, то не вечер»

Это как когда желанная женщина отказала тебе. Тебе и себе, вам обоим - в общих мгновениях наслаждения и радости. В один прекрасный миг, некоторые из рубрик на канале себя изживают. Но не потому, что мне в них больше нечего сказать - как раз наоборот: у меня еще масса задумок и идей, которые я бережно вынашиваю и взращиваю где-то в отдалённых уголках своей большой и геометрически неправильной головы. Но читательская реакция последовательно, эпизод за эпизодом подает мне сигнал: больше не надо. Оставь все, что уже было, все, что нам понравилось, и не порти продолжением. Не надо второго сезона любимого сериала, не надо лучше или глубже, как кажется тебе. Уходи из большого спорта чемпионом, не затягивай. Вот и эта рубрика явно подошла к концу (на страницах Дзена, но не вообще). Но этот смелый эпизод я рискну читателю предложить - наверное, на прощание, в знак благодарности от некогда популярной рубрики.

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Предзаказ моей первой книги пока продолжается - по этой ссылке🔗

Немецкий подход

А интересное название - “Ой, (э)то - не вечер”. Интересное и мускулистое. Но опасное: такое ощущение, что русские опять грозят: “Это еще не все! Мы вам покажем!” Песня, наверняка, воинственная. Что-нибудь о походах, войнах или воинах, страданиях, борьбе, противостоянии. Русские ведь любят воевать, любят завоевывать, любят об этом говорить. Как-то раз я видел в Frankfurter Allgemeine статью об их Параде Победы. Это очень страшно выглядело. Все эти фото танков и прочей техники, солдатов, больше, наверное, чем у нас численность Bundeswehr. В самом центре столицы. И недалеко от Европы. Ужас. Очень страшно. Но, надо все-таки послушать песню - и параллельно читать перевод. Именно параллельно, чтобы понять каждую строчку и ее музыкальное выражение.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

*включает песню, открывает текст и зависает на очень долго. С трудом приходит в себя*

На удивление мелодичная песня! Минорная, грустная, тяжелая. Совсем не такая воинственная, как я думал. Не марш, и не песня-боевой клич. Я бы мог себе такое представить на похоронах. Как будто речь идет о прощании. Наверное, это красиво. Но я не уверен - уж очень тяжело. И текст очень задумчивый. Даже психоделический - есть в нем немного фэнтези. Лирический герой - видимо считает себя мужчиной. Таким традиционным, сильным, “на коне”. Явные проблемы со сном сыграли с ним злую шутку - от недосыпа его мучают галлюцинации, как Тайлера Дёрдена. Наверное, он и сам уже не совсем знает, видит ли он сны или это видения наяву. Но, чтобы не стать жертвой галлюцинаций, он обращается к человеку, которого называет “есаулом”. В Wikipedia сказано, что это достаточно высокое военное звание у казаков - того самого русского этноса воинов, о котором столько писали. Возможно, лирический герой - казак. Или же “есаул” - прозвище его друга, которого он считает трезвым и авторитетным советчиком.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Во сне лирический герой видит, как его черный конь стал непослушным от волнения и перестал слушаться своего наездника. Внезапный сильный ветер сорвал с лирического героя шапку. Вероятно, речь о некоем мистическом проявлении зла, как в “Лесном царе” Гёте. Зла, которое нападет на беспомощного человека и его коня. Интересно, что голову свою он называет “пылкой” или “бешеной/помешанной”. Т.е. он отдает себе отчет в том, что его сознание не совсем в порядке, что бессонница оставила свой след. А еще, “злой ветер” дует с восточной стороны. Речь о нападении азиатов? Или же о влиянии восточной культуры? Никогда не думал о том, что русские, возможно, ее тоже ощущают чуждой.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

В ответ на вопрос лирического героя “есаул” говорит, что тому скоро настанет конец. Точнее, что “его голова пропадет.” Возможно, есаул имел в виду необратимые когнитивно-психические изменения, а не смерть. Причем лирический герой называет “есаула” “догадливым”. Это дает слушателю понять, что хэппи энда у этой истории, на самом деле, не было. Темная романтическая мистика по-русски! А я и не знал, что у них такие художественные народные песни. Если, конечно, эта песня правда народная - слишком уж она для этого сложна. Да, надо почитать декодинг американскими советологами - они уж точно все объяснят.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Русский подход

“Ой, то не вечер” - отличная песня! Кто же ее не знает. Это - наше все. Золотой фонд русских народных песен. И кто ее только не пел. На самый разный лад, хотя лучше всего хоровое исполнения, желательно казачье. Кому, как не казакам так ее почувствовать и исполнить! В них она, должно быть, живет на генетическом уровне. В тех, конечно, кто и правда потомственный казак - а таких, думаю, немного. Очень красивая вещь, с распевом, душевная, лирическая. Так и хочется подпевать. Вообще, конечно, народные песни тем и прекрасны, что всегда хочется присоединиться к поющим. Такие песни объединяют, люди становятся единым целым.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

О чем она? Ну это же элементарно! Казак, возможно, уходя на войну (а какой казак не уходил на военное задание регулярно? В этом его служение…) видит страшный пророческий сон, разгадать который ему помогает есаул. Во сне он видит себя на своем преданном вороном коне, который внезапно начинает предчувствовать беду. Конь, лучший друг и спутник каждого казака, начинает вести себя беспокойно. Ему в пандан усиливается ветер и срывает с казака шапку. Ту самую, казачью, которая является обязательной частью формы. Можно сказать, это как сорвать погоны или саму голову - очень нехороший знак. В том же ключе сон трактует и есаул, который говорит, что казаку суждено пасть.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Но казака это явно не пугает. Печалит? Да. Песня насквозь пронизана печалью. Но точно не страхом, ведь у казака неслучайно “буйна голова”. Лихой, удалой, бесстрашный, он принимает страшное пророчество как должное. И готовится к главному событию жизни: к тому, чтобы сложить свою голову за тех, кому клялся служить, за тех, кого обещал защищать, за тех, кому верен до последней капли крови. В сущности, он ведь с детства рос с представлением о том, что рожден, чтобы героически умереть. Смерть ему не страшна, страшна смерть бесчестная и бесславная. А “покручиниться” над своей участью - только признак здравого рассудка и крепкой психики. Ведь “не боятся только черти”(с).

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

У нас таких песен еще очень много. Тоже великих. Если бы там об этом знали, с нами бы не стали связываться.

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока на ваши донаты -

НА КОРМ ДЛЯ КОНЯ🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа

Предзаказ моей первой книги - по этой ссылке🔗