Сегодня покажу витрины с алтайской этнографией.
Шаманские предметы еще в начале 1920-х годов собрали. Шаманский костюм —культовая одежда из оленьих шкур, тканей, перьев, металлических колокольчиков. Такая одежда называлась маньдьях. Его шили только женщины. Все детали имели значение. Перья птиц, в основном, хищных, - чтобы путешествовать в верхний мир. Металлические подвески, колокольчики – чтобы отпугивать злых духов. Видела выступление местного кумандинского шамана, как он поет, танцует с бубном. Это, конечно, больше театральщина, но можно представить, как работали настоящие шаманы.
Шаманские бубны (в зале их 5) с рукояткой. Бубны целые! Просто, согласно шаманским верованиям, бубен – это живое существо, которое помогает шаману взаимодействовать с миром духов. Когда шаман умирал, бубен разрезали, чтобы выпустить духа бубна, или он лопался сам. А здесь – целые. Внутри и снаружи – рисунки. Правда, они уже практически не видны.
А, нет, вру – на одном бубне видны. И он единственный разрезанный. Он в витрине, на фото ниже.
Чегедек — сарафан замужних женщин, который надевали на свадьбе и носили всю жизнь или до смерти мужа.
Чегедек надевается поверх одежды, из темной материи. Сразу после смерти мужа женщина снимала чегедек. Если она умирала вдовой, то хоронили ее в чегедеке.
Кожаная посуда алтайцев. Кожу крупных домашних животных использовали практически всю.
Здесь есть сосуды из шкуры с ног лошади, из вымени, еще чего-то.
Для сшивания кож использовали сухожильные и волосяные нитки.
Витрина по культуре малой народности – кумандинцам, сделана в виде жилища.
В одной трети – мужик с оружием и сельхозинструментами, в другой – женщины, занимающиеся домашними делами, а в последней трети – шаманские предметы и другие культовые вещи. Тут интересный комплекс обряда Кочакана.
Маска берестяная и деревянный…хм…жезл в виде детородного органа.
Осенью, когда урожай собирали, проводили праздник, чтобы привлечь здоровье, благополучие. Один человек надевал маску, брал в руки жезл и ходил по деревне. С ним ходили молодые ребята, которые пели непристойные песни и собирали пожертвования. Ну, и благополучие раздавали при помощи жезла, как – не очень понятно, может, как дед Мороз своим посохом. Только женщины почему-то старались прятаться.
Ну, и сразу покажу соседнюю экспозицию по 20-30-м годам. Здесь в основном фотографии, но есть пара предметов. Дверь от тюремной камеры.
Раньше она находилась в подвале бывшего здания НКВД. А во дворе этого здания в 90-е годы раскопали человеческое захоронение, где-то 60 черепов и остатки личных вещей, они тоже здесь есть, под стеклом лежат – остатки очков, ручек.
И еще в витрине вывешено шефское знамя, считается редким.
Оно было вручено Алтайскому стрелковому полку особого назначения, принимавшему участие в борьбе с бандитизмом.