Самые впечатляющие, на мой взгляд, это залы в Парадной анфиладе Китайского дворца: Зал муз, Голубая гостиная Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Китайская комната (Малый Китайский кабинет), Большой Китайский кабинет. Во всех залах разная отделка, мебель, росписи стен и потолков, полы. Мебель, в основном, выполнена по эскизам Антонио Ринальди (архитектор и декоратор).
Зал муз
Зал муз посвящен содружеству искусств: на стенах, расписанным итальянским художником Торелли - изображения 9 муз, украшен скульптурами Венеры и Лукреции (красивой и добродетельной легендарной римской матроны), скульптурой "мальчик на дельфине". Наборный паркет это тоже работа Ринальди. На потолочном плафоне - Венера на облачке, с Грациями.
Ваза из восточной коллекции дворца.
В этом зале устраивались балы и приемы.
Начало (краткая история, цены, половина Павла Петровича):
Голубая гостиная
До 1860-х годов ее стены были затянуты голубым шелком - отсюда и название.
Когда ткань естественным образом обветшала, ее заменили на росписи на холстах. Это самый скромный зал в анфиладе.
А сейчас, дамы и господа, позвольте представить вам самый знаменитый зал Парадной анфилады, да и всего дворца -
Стеклярусный кабинет
В нем тоже сохранилась подлинная отделка 1760х годов. Девять русских мастериц под руководством Мари де Шель (бывшей французской актрисы, основавшей мастерскую шитья для комнат её Императорского величества) вышили вручную 12 панно. Из них два - это дюсепорты - это панно над дверью, изобретение маркизы де Помпадур.
Изготавливали панно так: на холсте нашит стеклярус (два миллиона мельчайших трубочек) из молочного стекла с фабрики М.В. Ломоносова и синель (разноцветные шелковые нити, накрученные на тонкую основу или тончайшую проволоку). Рисунки по китайским мотивам в русском представлении создал Серафино Бароцци.
Здесь диковинные птицы, растения, бабочки. Панно обрамлены золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев.
Стеклярус обладает нежным жемчужным оттенком. Он пришит к основе не просто рядами, а с использованием особой техники, при которой каждая нить стекляруса подхватывает одну нить холста. Такой прием не только обеспечивает надежное крепление, но и создает уникальный визуальный эффект. Трубочки стекляруса, расположенные параллельно друг другу, слегка смещены, так что каждая последующая немного выступает вперед. Благодаря такой нестандартной технике, свет, падая на стеклярус, отражается от его граней по-разному. Каждая грань ловит свет под своим углом, создавая мерцающий эффект.
Изначально пол был выложен лазоревыми стеклянными панелями, представляю как это было волшебно! Позже их пришлось заменить на паркет, впрочем, повторяющий начальный рисунок.
В Стеклярусном кабинете находятся три столика - мозаичные, из Ломоносовских смальт.
Панно сохранились до наших дней, так как были надежно спрятаны во время ВОВ в подвалах Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.
Большой зал
Строгий, для торжественных приемов. Стены декорированы искусственным мрамором разных цветов. Торжественность придают колонны. А окна, одновременно - двери.
На стенах - барельефы Петра I и Елизаветы Петровны. Их делала ученица скульптора Фальконе - Мари-Анн Колло, та самая, которая лепила голову Петра I к памятнику "Медный всадник".
На потолке - световые окна и великолепный плафон.
Большой зал великолепен своим разноцветным мрамором.
Штукатурный покой.
Слегка удивилась, прочитав название зала. В моем понимании, как бывшего строителя, штукатурка - это немного другое... В этом зале основное украшение - это вручную выполненная золочёная лепка, без использования готовых форм.
Этот зал предназначался для отдыха и бесед.
Только взгляните на шедевральный пол!
Этот пол - отдельное произведение искусства.
В зале стоит ломберный столик французского мастера Будена. Кстати, название ломберный он получил от старинной испанской карточной игры "ломбер".
Китайская комната - драконы везде
Еще один зал с преобладанием стиля шинуазри. Стены украшены расписным шелком с бабочками, цветами и райскими птичками, геометрическим орнаментом и накладной резьбой.
Обещала драконов - вот они.
Драконы и на потолке.
Отдельное восхищение наборным паркетом! Здесь использовано около 10 редких пород дерева.
Дракончик на полу.
Китайская галерея (Большой Китайский кабинет)
Это последний зал анфилады и любимый зал императрицы. В нем перемешаны элементы рококо и китайские мотивы. На стенах - деревянные панно. Обстановка комнаты специально привезена из Китая - стулья, шкатулки, курительницы, вазы.
На потолке плафон с символичной росписью - "Союз Европы и Китая"
Екатерина любила здесь играть в карты. В игре принимали участие придворные (князь Голицын, Вяземский, граф Орлов, наследник престола Павел Петрович с супругой и другие), европейские посланники. А ее супруг приобрел первый в России "Аглицкой билиарт" у английского мастера Р. Кларка и приохотил Екатерину к игре.
Немного чужеродно он смотрится, но императрицам виднее... Стол сохранился целиком, кроме, конечно, сукна. Даже лузы остались сохранными. Единственное, что сделали с плетеными лузами - в 19 веке покрасили в темно-зеленый цвет.
Деревянные панно с галантными сценами из жизни китайцев сделаны в технике наборного дерева - маркетри . Для них использовали несколько пород дерева, накладывая на дубовый щит. Для листвы и лиц людей брали моржовую кость. При реставрации пришлось заменять ее на верблюжью (моржи нынче в Красной книге).
Настоящие китайские фонарики
И снова шикарный паркет!
Половина Екатерины II.
И теперь посмотрим скромные помещения половины Екатерины II. Это Китайская опочивальня, Туалетная (камер-юнгферская), Портретная
и Кабинет Екатерины II.
Китайская опочивальня.
В этом уютном уголке парадной спальни Екатерины, в алькове, была кровать. Когда дворец только построили, спальню декорировали розовым шелком, над кроватью - изящный розовый балдахин. Императрице это дюже не понравилось (как я ее понимаю), и она приказала "...в опочивальню написать китайские обои".
Лепной ажурный потолок.
Туалетная
В 18 веке эта комната называлась Ореховые покои, но позже, панно из орехового дерева перенесли в будуар Павла Петровича.
Зал украшен по заказу хозяйки пастельными портретами придворных дам, при этом символически изображающих времена года, стихии и страны света.
Прасковья Александровна Брюс с рогозом - "вода", Марина Осиповна Нарышкина с плодами земли - "Земля", Анна Никитишна Нарышкина с голубем - "Воздух", Мария Романовна Бутурлина (крайняя справа) - "Огонь".
Матрена Герасимовна Теплова с колчаном со стрелами - "Америка", Мария Павловна Нарышкина с рогом изобилия - "Европа" и Мария Яковлевна Грузинская в восточной одежде - "Азия".
Потолок украшен плафоном "География" с изображением молодой девушки, опирающейся на глобус и олицетворяющей науку - географию.
Портретная (Штукатурный покой, Картинная)
Портретная завершает анфиладу личных покоев Екатерины.
Украшена портретами кисти итальянского художника Пьетро Ротари. Ротари приехал в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Он пользовался огромным почетом и уважением, Ротари здесь жил и работал до самой своей кончины.
Пьетро Ротари, создавая свои работы в духе рококо, предпочитал изображать идиллические женские головы и жанровые сцены (отсюда и пошло название - "головки Ротари"). Его произведения использовались при оформлении кабинетов в дворцах Ораниенбаума, Архангельска и Кускова.
В Санкт-Петербурге Ротари создал множество портретов, включая изображения императриц Елизаветы Петровны, одетой в черную мантию с черной кружевной наколкой (по мнению современников, это самый похожий из всех портретов Елизаветы Петровны), и Екатерины II.
Кабинет Екатерины II.
Небольшое помещение, в котором при жизни императрицы размещалась маленькая библиотека, письменный стол и картоньер (мебель для хранения бумаг). Доступ туда был закрыт, сфотографировала, что удалось подглядеть - расписные стены.
Ролики с самыми красивыми залами Китайского дворца:
Стеклярусный кабинет
Китайская галерея
Большой зал
Зал муз