Все знают, что в театре работают актеры. А вот роль тех людей, которые не появляются на сцене, не всегда замечают. Но без этих профессионалов не было бы представления. Одним из таких важных людей является художник по свету.
О том, кто это такой, что входит в его обязанности и где он может пригодиться, мы поговорили с Власом Томошевским, художником по свету, старшим осветителем Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодежи.
– Влас, расскажите, чем занимается художник по свету?
– Основная работа состоит в обслуживании спектаклей на свету, направке прожекторов, написании партитуры, создании световых шоу и проведении самих спектаклей. Художник по свету – это тот человек, который создает определенную сценографию спектакля посредством лучей от прожекторов. Это люди в тени, на афишах их редко указывают. Работу художника по свету в театре можно сравнить с детской раскраской и иллюзией. На сцене есть декорации, актеры в костюмах, наша задача – их выделять светом, подчеркивать главное, раскрашивать декорации в разные цвета или придавать им объем благодаря свету.
– Чем художник по свету отличается от осветителя?
– Художник по свету – творец, осветитель – исполнитель. В работе рядового осветителя тоже есть доля творчества, ведь он работает с людьми на сцене, где может произойти все что угодно. Мы не просто включаем свет в определенный момент времени, а проводим спектакль, как ведущие проводят свадьбы. Как я обычно говорю своим стажерам – зритель видит то, что мы показываем. Но по большей части работа осветителя – рутина, потому что надо проводить профилактику прожекторов, заготавливать фильтры, направлять прожектора, проверять, чтобы все работало. Но во время выпуска спектакля происходит творчество. Тогда уже осветитель может стать художником по свету, если такового театр не пригласил отдельно. Во время выпуска художник по свету работает в тандеме с художником-постановщиком и режиссером спектакля. Режиссеру, как правило, важно выделить акцентные места в сценах либо в целом определить характер и атмосферу сцены, а остальное световое оформление он отдает на откуп художнику. На мой взгляд, художник по свету должен вырасти из осветителя.
– Сегодня эта профессия востребована?
– Сейчас в Петербурге острый кадровый голод. Мы искали осветителя в филармонию и не смогли найти, хороший осветитель сейчас нарасхват. Но это такая профессия, которой нигде особо не учат. Есть курсы повышения квалификации, но так, чтобы взяли человека с нуля, такого нет. Поэтому осветители учатся на местах. Я не стал исключением и осваивал профессию уже работая.
– В чем прелесть профессии художника по свету?
– Для себя я нашел в этой профессии баланс между технической стороной и творчеством. С одной стороны, надо уметь работать за световым пультом, обращаться с прожекторами, понимать, как они работают. С другой стороны, ты пишешь программу за пультом, тут же видишь свет на сцене, решаешь, какой должен быть баланс света, какие цвета.
– Из чего состоит один день вашей профессиональной жизни?
– Работа проходит в постоянной спешке, всегда не хватает времени, и все приходится делать впритык. Художники по свету приходят на площадку одними из первых, а покидают ее последними. Мы зависимы от работы монтировочного цеха, потому что мы ждем, пока они поставят декорации. Порой трудно понять, куда направить свет, не имея каких-либо декораций. Если мы говорим про готовый спектакль, то осветитель и художник по свету знает, что он должен сделать, какие световые картины есть в спектакле, какие ключевые моменты. Если это выпуск нового спектакля, то это процесс, поиск методом проб и ошибок. Приходится работать параллельно с работой режиссера и артистов на сцене во время репетиций. В это время стараешься максимально не мешать их работе, поэтому приходится оставаться после того, как все уходят, потому что тогда есть возможность спокойно что-то попробовать, проверить. Иногда остаешься там до глубокой ночи, что-то проверяешь, записываешь эффекты, особенно это касается предпремьерного дня.
– Что интереснее: процесс работы или конечный результат?
– Процесс работы, потому что результатом, скорее всего, я буду недоволен, всегда можно сделать еще лучше. Но стоит отметить, что тут нет какого-то финального результата. Потому что спектакль – это живой организм, он продолжает жить и развиваться, даже после премьеры. Ты смотришь на свои световые картины и понимаешь, что где-то можно подчистить, убрать лишнее сделать свет более конкретным. Помимо этого, нужно сделать правильный переход от одной картины к другой в определенном ритме – вместе с дыханием спектакля, чтобы это захватывало зрителя. Поэтому это все один большой непрекращающийся процесс.
– Что в вашей работе важнее: талант или мастерство?
– Мне кажется, мастерство. У тебя могут быть какие-то дарования от природы: острое зрение или хорошее ориентирование в пространстве, но этого мало для успешной работы. Большую роль в нашей профессии играют навыки управления световым пультом. Операторы, способные быстро набрать команду, полностью понимающие синтаксис пульта и логику его работы, — очень ценны и ускоряют написание картин, позволяя очень быстро реализовывать задуманное.
– Расскажите про место, где вы работаете.
– Я работаю в Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодежи. Мы находимся на Большом Сампсониевском пр., 79. В данное время здание закрыто на капитальный ремонт, поэтому работаем по всему городу и по Ленинградской области. У нас широкий репертуар, так как мы вмещаем в себя оркестр, драматическую, кукольную, оперную и балетную труппы. Весь коллектив ждет возвращения в отремонтированное здание, и я в том числе. Сейчас, при работе на чужих площадках в режиме постоянных гастролей, не всегда удается реализовывать все решения и задумки. Поэтому, когда мы вернемся в родную гавань, работа художника по свету будет раскрыта в полной красе!