Сегодня в нашей статье узнаем историю возникновения главных железнодорожных вокзалов страны, ответим на вопросы их схожести, а также поведаем загадку странной нумерации путей Ленинградского вокзала! На связи #Команда091, поехали!
Главные вокзалы государства
Вокзалы в Москве и Петербурге начали строить одновременно — в 1844 году. Перекресток Невского и Лиговского проспектов, где построили здание вокзала, в те годы был окраиной Северной столицы. По первому проекту архитектурный комплекс петербургского вокзала включал еще два симметричных здания — таможню и жилой дом. Однако от строительства жилого дома позже отказались.
В Москве вокзал решили возводить на пустыре у Каланчевского поля. С конца XVII века до пожара 1812 года здесь располагался Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов. Каланчевское поле, все же сыграло историческую составляющую для железной дороги, в честь неё позднее была названа станция, находящаяся рядом с Ленинградским вокзалом.
Константин Тон руководил работами по возведению вокзалов не все время.
Строительство Николаевской железной дороги курировал граф Клейнмихель — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Он отстранил Тона от должности инспектора станционных зданий после спора о деталях строительства. Его пост занял Рудольф Желязевич.
Проекты столичных вокзалов были идентичны: здания в стиле неоренессанса с двухъярусной башенкой посредине и большими венецианскими окнами. Первым достроили в 1849 году здание в Москве. Сначала этот вокзал назывался Санкт-Петербургским, а после смерти Николая I в 1855 году стал Николаевским. В советское время его переименовали в Ленинградский.
Первые столичные вокзалы были похожи по внешнему виду и внутреннему устройству: на первом этаже зданий располагались просторные вестибюли, залы для пассажиров и особые императорские апартаменты. На втором — служебные квартиры железнодорожников. Интерьеры вокзалов отличались особой изысканностью: полы были выполнены из дубового паркета, печи — из мрамора.
Первым начальником Московского вокзала в Санкт-Петербурге был Николай Миклухо - инженер-путеец, отец будущего известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.
Из Петербурга в Москву
Первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву 19 августа 1851 года.
Пассажирами первого поезда были Николай I, его семья, два батальона гвардейцев. Николай I опасался переездов через железнодорожные мосты, поэтому переходил их пешком.
Путь занял 19 часов. Железная дорога между двумя столицами стала первой казенной двухпутной железной дорогой в Российской империи. На тот момент она была самой длинной в мире: ее протяженность составила 604 версты — 645 километров.
Дорогу строили по проекту инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта.
Через три месяца после первой поездки железнодорожное движение стало регулярным. Билеты стоили дорого, поэтому пассажиры, которые не могли позволить себе удобное купе, ехали в товарных вагонах или на открытых платформах. Для покупки билета нужно было подать специальное прошение и предъявить паспорт, данные из него переписывали в специальную книгу. В документе делали отметку «К отъезду препятствий нет», и только тогда можно было купить билет. До специального звонка пассажиры находились в комнатах ожидания, причем дамы — отдельно от мужчин.
Столичные вокзалы Константина Тона продолжали работать и много лет спустя, когда железнодорожное движение стало более интенсивным и количество пассажиров выросло в несколько раз.
Тайна Ленинградского вокзала
А Вы знаете, что у Ленинградского вокзала есть своя тайна? Нет? Тогда сейчас мы Вас удивим!
Если посмотреть на нумерацию путей брата-близнеца Московского вокзала, то можно с лёгкостью заметить, что нумерация явно хромает.
Все дело в том, что много лет назад было принято строгое разделение нечетные номера путей - для поездов дальнего следования, а четные для пригородного сообщения. Однако несколько лет назад была реконструкция, результатом которой стало появление двух дополнительных тупиковых путей пригородного сообщения под номерами 12 и 14.
Традицию менять не стали, так что встретить пути дальнего следования под номерами 11 и 13 у Вас, к сожалению, пока не получится.
Материал подготовила #Команда091✌