Представьте ситуацию: вы мирно и беззаботно проводите вечер со своим семейством. Вдруг в дверь раздаётся звонок, а на пороге стоят два молодых человека, один из которых представляется вашим внебрачным сыном. Ваши действия?
Ну, это я предсказать не могу, а вот реакция явно у всех была бы одна – удивление, страх и непонимание. Примерно так и выглядит завязка фильма «Старший сын» 1975 года, где роль главы семейства Андрея Сарафанова исполнил непревзойдённый Евгений Леонов, а его «внебрачного сына» Владимира Бусыгина сыграл Николай Караченцов.
Хочу сказать, что это великолепная драма. Очень интересно было наблюдать за тем, как Бусыгин начинает постепенно забываться, наблюдая за тем, как искренне и с любовью с ним обходится «отец».
Володя словно сам начинает верить в свою же легенду, ведь на самом деле ему очень хотелось, чтобы в его жизни был любящий папа. Изначально движимый прагматичным мотивом согреться в холодную зимнюю ночь, Бусыгин преображается на наших глазах, постепенно сближаясь с персонажем Леонова.
Сарафанов понимает, как подступиться к сыну, с чего начать разговор и о каких житейских мудростях ему поведать. Он настолько сильно не желает упасть в грязь лицом перед собственным «ребёнком», что становится заложником уже своего обмана – якобы он именитый музыкальный композитор из прославленного симфонического оркестра, хотя на деле просто несостоявшийся музыкант.
Удивительно, как сильно этот самозванец меняет всю его жизнь. Изначально создаётся ощущение, словно это Андрей Григорьевич спасает Володьку и наставляет его на путь истинный.
Но ведь, можно заметить, что и Бусыгин помогает отцу-неудачнику впервые за долгие годы поверить в себя: «Людям нужна музыка и когда они радуются, и когда они грустят. Где можно быть музыканту, как ни на свадьбе или похоронах. Папа, я считаю, ты на нужном пути», – искренне говорит Бусыгин, без капли притворства и лукавства.
Ещё отдельно стоит обсудить младшего «брата» всего этого удивительного семейства – Васю (Владимир Изотов). Непутёвый мальчишка, толком не знающий жизни. Он наивно влюблён в девушку Наталью, при этом новое чувство приносит ему не только радость, но вместе с тем и внутренние переживания.
Отец ему в этих делах совсем не помощник, сестра уж тем более, а старшего брата, которому можно было бы излить душу, у него нет. У меня самого есть младший брат и скажу так – порой братья могут рассказать друг другу гораздо больше, чем собственным родителям.
Именно брат, а уж особенно старший, будет главной опорой, поддержкой и советчиком в трудную минуту. И вот, как только в беспросветной жизни Василий появляется этот самый старший брат, внутри него загорается надежда.
Кстати, про эту самую «сестру» Нину (Наталья Егорова). На самом деле, из всей семьи она мне показалась наименее интересной героиней, но всё же её отношение к Вове интересно меняется от скептического недоверия до более тёплых чувств. У неё ведь тоже не всё так гладко: выбором жениха совершенно недовольна, постоянно убеждает себя в том, что этот сделанный слишком поспешно выбор не так плох и вообще она счастлива.
В Бусыгине она находит родную душу и, как оказалось, настоящую любовь. Если честно, их роман в конце был понятен с самого начала, отчего особого интереса, у меня как минимум, эта любовная линия не вызывает. Скорее она где-то на второстепенном плане, оттеняет историю развития взаимоотношений между Володей, его отцом и младшим братом.
Это действительно гениальная история. На первый взгляд такая простая, но при этом оригинальная, интересная и очень глубокая. Советский кинематограф спустя многие годы всё ещё не перестаёт меня восхищать. Однако вопреки моей большой любви к этой ленте, я не могу игнорировать столь важный нюанс, кроющийся в самой завязке.
Кроется всё в том, что Бусыгин и его товарищ Сильва вынуждены искать место для ночлега по причине того, что не успели на электричку домой. Вот теперь главный вопрос – неужели нельзя было хоть как-то попытаться поймать попутку?
Ну или такси поискать, которые уже тогда были в больших городах. Понятное дело, посреди ночи это сделать практически невозможно, и всё же герои будто не пытаются вовсе, а сразу идут проситься у незнакомцев переночевать, словно это должно было дать какой-то результат.
Нет, конечно, в итоге результат дало, ещё и такой неожиданный, но всё же выглядит слегка притянуто, не считаете? Словно авторам нужно было как-то начать сюжет, найти причину для Володи соврать о родстве, но они не смогли найти более весомую причину, чем необходимость остаться на ночь.
Я понимаю, что сама картина основана на уже одноимённой пьесе Александра Вампилова, однако в экранизации этот момент, как мне кажется, можно было обыграть как-то интереснее и логичнее.
Автор: Алексей Королёв