Раньше медицинская онлайн-консультация была в диковинку: как она может помочь, если тебя не осмотрят?
Теперь такая услуга пользуется большим спросом: не нужно никуда ехать, ждать в очереди, нести с собой папку с исследованиями, можно получить много разных ответов на свои вопросы.
Но как и на очном приёме, качество консультации может не соответствовать ожиданиям. На что обратить внимание, чтобы снизить риск получения услуги некомпетентного врача?
Квалификация врача
Сколько должно быть документов об образовании? Где должен учиться хороший доктор?
Лицензия и сертификаты
На странице врача часто можно встретить много сертификатов о дополнительном обучении. Из них можно понять, чем доктор интересуется, какие темы знает более углубленно.
Часто играет роль, где именно получены знания: насколько современную информацию возможно было получить, насколько подробно изучались все тонкости? В данном случае можно посмотреть сайт организации, чтобы предположить наличие лицензии у организации на обучение, но остальные параметры со стороны не оценить.
Опыт работы и образование
Образование - важный момент. Однако, уровень вовлечённости обучающихся в одном и том же месте может отличаться. На смену системы изучения медицины только с преподавателями пришёл тандем: преподаватель + самообучение большинству информации, причем как в процессе получения диплома, так и после него.
Оценить наличие знаний можно по разговору со специалистом: начитанные врачи могут подробно объяснить всё, что связано с вашим заболеванием. Если информация на данный момент неизвестна (а это логично в условиях постоянного её обновления), то у врача должно быть понимание:
- где найти её в официальных источниках,
- кто может помочь с этой проблемой.
А вот опыт, действительно, один из самых важных моментов для выбора врача. Нельзя однозначно сказать, сколько лет работы будет "достаточно" - слишком много нюансов.
Но можно оценить в каких местах работал доктор, какой профиль больных там был. В случае стационара информацию можно получить на сайте больницы в разделе "госпитализация", в случае "амбулаторий" предполагаем широкий спектр, однако бывают узконаправленные клиники и КДЦ.
Отзывы других пациентов
При поиске врача пациенты часто ориентируются на отзывы. Что можно сказать, исходя из разного опыта:
- полностью доверять нельзя ни одному из них
- даже у самого опытного компетентного доктора найдётся как минимум 1 негативный отзыв
- много положительных отзывов ≠ компетентный врач
На что обратить внимание:
- "покупные" отзывы описывают эмоции, а не критерии по которым человеку понравилось или нет
- это же касается и субъективной оценки при повышенном тревожном фоне
- более полезным будет объективное описание: ответил ли специалист на вопросы, был ли осмотр, были ли объяснены особенности приёма препаратов и подобное.
Качество обслуживания
Профессионализм и эмпатия врача
Есть ещё один нюанс. Нам психологически комфортнее говорить с человеком, чем с роботом, потому что мы ждём понимания и заинтересованности в своей проблеме. Слово тоже лечит.
Но высокая эмпатия - не всегда компетентность! К сожалению, встречаются врачи (и даже клиники), которые ставят в основу своей работы психологические манипуляции.
Как это понять? Оценить не только комфорт от разговора, но и вышеописанные объективные параметры.
Специализация врача и соответствие проблеме пациента
Существует 2 мнения:
- Врач должен знать всё (желательно также владеть инструментальной диагностикой);
- Врач должен заниматься "своим".
На самом деле хороши оба варианта. Сейчас есть не только узкие специалисты, но и узконаправленные - всегда есть возможность передать пациента в надёжные руки.
Можно знать очень много, но в памяти остаётся то, с чем чаще встречаешься на практике. Врач, который ведёт приём с нескольких направлений выгоден и работодателю, и больному - это основная причина возникновения "моды" на "всезнание".
Доверие к онлайн-врачу и уровень коммуникации
Вероятные признаки того, что консультация была качественной:
- Вы увидели заинтересованность в решении проблемы
- В рекомендациях не было авторских схем (уникального лечения, в т.ч. именных препаратов или капельниц)
- Вам дали понять, почему лучше обследоваться в определенном месте, либо не уточняли место прохождения диагностики
- Не давали скидку/промокод на определённый товар в определенной аптеке/клинике
- Объяснили механизм развития заболевания
- Объяснили как принимать препараты
- Вам указали на симптомы, при которых нужно обратиться к врачу
Оценивая не только психологический комфорт от общения, но и объективные критерии, вы снизите риск обращения к некомпетентному доктору.
____________________
Автор: гастроэнтеролог сервиса ДокМа Екатерина Гусева.
Обратиться к специалисту онлайн или найти врача в своем городе вы можете на сайте Docma.ru.