Натолкнулся на одну статью у очень известного информационного ресурса, про так широко рекламируемые и требуемые многими HR «мягкие навыки» или «soft skills».
По этим навыкам часто принимаются решения, подходит кандидат для работы в компании или нет. И порой, эти самые «мягкие» даже перевешивали «твердые» профессиональные знания и компетенции специалиста.
Вот такое, примечательное начало в статье
Мягкие навыки» могут быть признаком низкого интеллекта, выяснили ученые
Модные soft skills не просто переоценены — их обладатели могут привести компанию к провалу. Набирать руководство только за воспетую эйчарами «мягкость» опасно, предупреждают психологи...
По правде говоря, я не сторонник хайповых веяний, в особенности в области кадров. Тем более, что «soft skills» слишком обтекаемая сущность, очень сложно найти грань между реальными навыками и болтовней.
Сами HR неоднократно обозначают, что к ним часто приходят люди у которых просто хорошо подвешен язык, они ярко и грамотно говорят, зачастую владеют профессиональным сленгом, но на деле оказываются не способны работать. Если таких принимают на работу, то они обычно сливаются через несколько недель, как только от них начинают требовать каких-либо результатов труда.
Расскажу пару случаев, которые происходили с моим участием, и в которых проявилась неадекватность оценки работника по его завидным «мягким навыкам».
Случай 1
Работал с одним руководителем на нескольких предприятиях, так сложилось, что у нас с ним неплохо получалось взаимодействовать. Он не сильно продавливал свои неадекватные решения, давал дышать на работе, я оказывал ему поддержку в сложных ситуациях. Так и трудились, сначала на одном предприятии, потом на другое перешли совместно, затем дороги разошлись, но не надолго. Когда его пригласили возглавить одно сбытовое предприятие, то он позвал меня к себе замом.
И был у этого руководителя друг, с которым они уже много лет сдружились на одной из прошлых работ руководителя, и мне удосужилось с ним поработать немного, назовем его Денс.
Так вот этот Денс был очень коммуникабельный, в любом коллективе – душа компании. Выглядит как метросексуал, за словом в карман не лезет, достаточно обходительный, обаятельный и веселый. Несмотря на то, что у него не было высшего образования (это всех очень сильно удивляло, когда узнавали об этом), он очень хорошо вел беседу, был эрудирован и информирован о большинстве текущих трендов и хайпов.
Приблизительно в одно и тоже время, как наши пути с ним разошлись, мы стали делать карьеру, время было подходящее. И Денс попал в алкогольный бизнес, ведущим менеджером продаж крупного алкогольного холдинга.
Мой руководитель, друг Денса, постоянно мне указывал на «проблему», ставя в пример Денса. Смотри, говорил он мне, Денс человек коммуникабельный, хорошо ладит с людьми, находит к ним подход, умеет договариваться и ладить с ними, поэтому и карьера у него идет в гору, он увеличивает свои доходы, и если ты не изменишь свои навыки коммуникации, будешь по-прежнему отстаивать упорно свою точку зрения, не будешь прогибаться под ситуацию, то тебе ничего не светит в этом мире.
Не знаю для чего он мне достаточно часто об этом говорил, возможно пытался сформировать во мне ощущение ущербности. Я с ним соглашался, формально, что надо перестраивать свое отношение к делу и к людям, но внутри меня что-то этому упорно сопротивлялось. 😖
Так продолжалось несколько лет, но вот в один погожий день Денс приехал к нам в офис, поболтать. И оказалось, что его увольняют из алкогольного холдинга по договоренности сторон. Хотя первоначально попросили уволиться по собственному желанию.
В руководство компании, где трудился Денс, приняли нового коммерческого директора, который потянул за собой команду с предыдущей своей работы, и место Денса уже было запланировано под другого человека.
А как же «мягкие навыки», которые позволяют Денсу комфортно себя чувствовать практически в любом коллективе? Денс, когда ему поступило предложение уволиться по собственному желанию, заявил (по его словам), что его всё устраивает, у него нет необходимости увольняться, на что получил ответ нового руководителя: «А нас ты не устраиваешь!».
И плевать они хотели на «мягкие» и не очень навыки, было принято волевое решение без оценки компетенций работника.
После этого случая мой руководитель перестал досаждать мне разговорами о подходах и «мягких навыках», вероятно прозрел или переосмыслил реальность жизни.
Случай 2
Тоже произошел со мной при руководителе, о котором написал выше. Как только попали в компанию, где я был замом, то встретили «болотное» состояние в коллективе. Владелец компании, когда брал моего руководителя, заявил, что ситуация критическая, либо закрывать предприятие, либо в течении нескольких месяцев выводить его на точку безубыточности и далее в прибыль. Моему руководителю были даны широкие полномочия, вплоть до замены коллектива работников. Это был серьезный момент, потому что первоначально владелец не хотел давать прав замены коллектива, и это, на мой взгляд, привело к смене 3 директоров за 2 предыдущих года. Коллектив просто «съел» директоров, своими уловками и хитростями (про это как-нибудь поведаю в другой раз).
Что в таком «болотном» коллективе можно сделать? Можно переобучить, реорганизовать, заменить, или... для начала разбавить свежими активными сотрудниками, с хорошей мотивацией и «мягкими навыками».
И стали подбирать сотрудников, кого-то из ранее знакомых коллег удалось привлечь, но и о подборе новых кандидатов «с улицы» тоже не забывали.
Вот пришла молодая девушка, лет 25, уже с опытом работы в продажах около 3 лет. Вся на позитиве, активная, хорошо и самое главное профессионально говорит и рассуждает, с примерами, обоснованиями, не замыкается, в карман за словом не лезет, все четко и по делу поясняет. На собеседовании получила максимальную оценку от присутствующих, в том числе из-за ее «мягких навыков».
Приняли на работу, и первая задача, которая была перед ней поставлена, обзвонить клиентов, которые должны в ближайшее время делать заказы, и объяснить ситуацию с увеличением прайса на 3%. Буквально на днях до этого получили новый прайс от производственного подразделения, цены подросли в основном из-за роста затрат на логистику. Это надо было грамотно довести до клиентов, чтобы не ставить их перед фактом в момент получения заказа.
В течении первого часа работы она столкнулось с жестким отпором от закупщика одного из ключевых клиентов компании. Прибегает ко мне и говорит: «Клиент отказывается делать заказы по новым ценам, либо мы сохраняем цену прежней, либо они прекращают с нами работать.» В глазах нет никакого вопроса, ни что делать, куда бежать, за что хвататься. Обозначила и ушла!
Пришлось идти за ней, в этот момент она продолжала слушать отповедь закупщика по телефону.
То есть она на время прервалась от беседы, обозначилась мне и пошла слушать дальше... Какое-то не совсем адекватное поведение, на мой взгляд. Куда делись «мягкие навыки»?
Попросил ее прервать разговор с клиентом и сказать, что она перезвонит в течении 15 минут. Разобрали ситуацию, никаких вариантов или предложений по ведению диалога для получения заказа, с ее стороны не было. Просто констатация события, закупщик отказывается делать заказ по новым ценам.
Попросил ее связаться с закупщиком и организовать мне встречу в самое ближайшее время с коммерческим директором компании клиента.
И это тоже не случилось! Закупщик сослалась на то, что коммерческий директор сегодня находится в другом офисе и она не сможет пообщаться. Также произошла констатация факта этого события от новой сотрудницы.
Пришлось брать ситуацию в свои руки, позвонил в секретариат компании, напросился на встречу с комдиром, и через час мне перезвонили и назначили время встречи на следующий день.
Встреча прошла достаточно благожелательно, и мой вопрос был практически сразу же урегулирован, благо присутствовала и закупщица в кабинете комдира. Как только я обозначил ситуацию, комдир повернулась к закупщице и сказала: «Что с тобой? Мы же сами совсем недавно из-за логистики подняли цены на 5%. Это проблема у всех, а не только у нас.» Вопрос был решен!
Уже к моменту моего возвращения в офис, заказ от этого клиента поступил, естественно по новым ценам.
Но вот ближе к концу рабочего дня, приходит в кабинет директора наша новоявленная сотрудница с потрясающими «мягкими навыками» и сообщает (почти дословно): «Вы конечно ребята хорошие, но я не смогу у вас работать. Хочу уйти!»
Причина? И далее последовало перечисление проблем в коллективе, долгой дороги до работы и прочих «очень значимых» для ее выбора обстоятельств.
Причем она нам все это так красиво рассказала, что и возразить то собственно было нечего... да и не надо к тому же. У этого человека «мягкие навыки» не для достижения результата, а для описания ситуации. Человек «коммуникатор», а не «достигатор», хотя на собеседовании очень красиво рассказывала о своих предыдущих достижениях.
Так вот, к чему я это всё? Не всё, что белое – это сахар, и не все кислое – лимон. И «мягкие навыки» они не для всех и не всегда, а только в определенных ситуациях оказывают существенную пользу. Но вот HR почему-то принудительно запихивают эту компетенцию во все вакансии. По незнанию или просто бегут за хайпом?