Вопрос, которым мы сегодня задались, как видно, затрагивает два беспокоящих верующего человека случая: когда близкий христианину человек не верит в Бога и не хочет ходить в храм; и когда близкий человек верит в Бога, но не хочет ходить в храм.
Чтобы решить проблему, давайте для начала сделаем ревизию нашего библейского мировоззрения.
Господь Иисус Христос не пришел предъявлять требования и давать обещания ни к богоизбранному в ветхозаветную эпоху еврейскому народу, ни к человеческому роду вообще, ни к одному из созданных людьми государств, ни к каким-либо другим человеческим системам. Если Ветхий Завет – это договор между обществом единобожников и всемогущим Единым Богом, то Новый Завет – это договор между Богом и личностью. То есть, с каждым из нас конкретно. Поэтому мы имеем возможность спасти наши души в Церкви не потому, что мы члены определенного общества, а потому что взаимодействуем с определенными Личностями – Отцом Небесным, Сыном Божьим и Святым Духом.
На это общение призывает всегда Сам Бог лично, даже если это происходит через апостола, миссионера или священника. Бог внимательно следит за сердцем человека и устраивает ему определенный жизненный путь, чтобы в один прекрасный момент прикоснуться к душе человека таким образом, чтобы тот не перепутал своего Создателя ни с каким иным духом. В этом прикосновении есть и заслуга самого спасаемого – однажды в своей жизни он допустил, что есть некое независимое от вселенной Существо, то есть сам открылся для Бога, задействовав в душе силу, которая называется верой.
Яркой иллюстрацией этого духовно-материального механизма поиска Богом человека мы видим в Евангелии: Христос лично беседует с тем или иным участником евангельских событий, и тот понимает, что вся его предыдущая жизнь прошла именно ради этого момента. То есть, каждый из таких собеседников Христа понимал, что встретил обещанного Спасителя.
Поэтому ответ на первый вариант проблемы будет такой: с неверующим близким человеком ничего не надо делать – им уже занимается Бог. И занимается с такой ювелирной щепетильностью и любовью, которая не снилась ни одной матери, когда она ухаживала за своим беспомощным младенцем.
Но, как уже было сказано, будет такой человек спасен или нет, – зависит не только от Бога, но и веры Его подопечного.
Второй вариант проблемы гораздо легче: с помощью внешних обстоятельств Бог уже убедил нашего предполагаемого нецерковного близкого в Своем существовании. Значит, такой человек открыт для разговоров о Боге. Но и здесь все очень похоже на вариант с вообще неверующим близким: навязывать разговоры о православной вере и церковной жизни не стоит, потому что, как правило, это отторгает, а не привлекает убеждаемого. Если же наш нецерковный близкий сам заинтересуется полнотой духовной истины, нужно с радостью дать ему ответы на все интересующие вопросы.
Конечно же, и в первом, и во втором вариантах про нежелающего жить церковной жизнью близкого человека, нужно проверять самих себя на предмет соответствия Христову требованию «вы свет мира». Только свет, идущий от старательных христиан, привлекает людей в Церковь.
Для этого, в первую очередь, нужно проверять свою веру по любому (какой душе угоден) православному катехизису, любым толкованиям Символа веры. Нужно смотреть, не кривится ли сердце от божественных истин о вседержительстве Бога-Творца и мире бесплотных невидимых духов, предвременном существовании личности Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии, необходимости страданий и смерти Спасителя для спасения наших душ и восстании Иисуса из мертвецов, грядущем всеобщем воскресении из мертвых и страшном Суде, Троичности Бога и о том, что именно Православная Церковь – это и есть истинная Церковь Бога.
Далее нужно проверять себя на предмет нераскаянных в прошлом тяжких злодеяний и наличия в жизни и душе грубых внешних греховных привычек. Если они еще остались, нужно с ними бороться с помощью таинств Церкви. Это будет заметно и нашему нецерковному близкому.
Потом следует смотреть за развитием базовой христианской добродетели – смирения, которая служит почвой святым растениям других добродетелей. Смирение не стоит путать с тем, чем оно является в различных умственных стереотипах, не имеющих отношения к христианству. Основа смирения – это осознание, что весь мир, твое имущество, физическое и психическое здоровье, умственные дарования – это собственность Бога, и если неправильно жить, Он может отнимать одно за другим. От такого понимания уходит самопревозношение над другими, а это и есть смирение.
Конечно же, привлечению близких в храм будет способствовать наше знание Слова Божьего и молитва за них.