Найти тему
Rapador

Как Сталин вогнал Турцию в НАТО

В середине марта 1945 года Правительство СССР в одностороннем порядке вышло из советско-турецкого договора «О ненападении и нейтралитете» заключенном еще в 1925 году. Однако, за день до капитуляции Германии турецкая сторона выступила с инициативой нового соглашения, в котором кардинально пересматривался режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) в пользу СССР. Почуяв слабость Анкары советское руководство решило «дожать» турок до полного удовлетворения всех советских требований. Так летом 1945 года в ходе советско-турецкой встречи нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов дал понять турецкому послу, что новое соглашение будет подписано не только на условиях советско-турецкого контроля Черноморских проливов, с обязательным размещением в зоне проливов советской военной базы, но и с изменением государственной границы СССР и Турции – передаче Советскому союзу территорий Карсской области, ряда уездов Батумской области и бывшей Эриванской губернии, входивших в состав Российской империи до Первой мировой войны.

Территориальные претензии Советского Союза к Турции
Территориальные претензии Советского Союза к Турции

Посол Турции, как мог старался пояснить, что Анкара не пойдет на данные территориальные уступки, но очень желает заключить дружеское соглашение с СССР на предоставленных условиях. Однако В.М. Молотов, представляя интересы самого Сталина в данном вопросе был непреклонен, в связи с чем переговоры зашли в тупик, и турецкая сторона отвергла все предложения СССР. Именно после этого внешнеполитический курс Турции был развернут в сторону поиска защиты у Англии и США, которые в свою очередь с радостью ее и предоставили.

Бывшие союзники серьезно опасались усиления влияния СССР в Средиземноморском регионе, где в случае контроля советской армией Черноморских проливов и выхода к Карсу может образоваться двойная блокада Турции с Востока и Запада, которая закономерно выльется в полное влияние на внешнюю политику страны. Данные опасения подтверждаются рассекреченным докладом директора Центральной разведки США Хойта Вандерберга, меморандумом начальника Управления по ближневосточным и африканским делам Госдепа США Лойя Хендерсона и телеграммы зам. Госсекретаря Дина Ачесона. В них высокопоставленные чиновники сообщали, что Малая Азия для СССР является более привлекательна, чем Восточная Европа, поскольку она позволит защитить Кавказскую нефть в случае потенциального нападения, а также, что в случае получения СССР контроля над Турцией, ему более ничего не помешает распространить свое влияние на Грецию и весть Ближний и Средний Восток. Поэтому для Америки жизненно важно предупредить советские планы и оказать дипломатическую, моральную, экономическую и военную помощь Турции

Поэтому Англия и США демонстративно заявляя на Потсдамской конференции (лето 1945), что взаимоотношения Турции и СССР - это их личное дело, скрытно вели тайные переговоры с Анкарой и обещали ей свою политическую и в случае необходимости военную поддержку. Только имея такую серьезную поддержу правительство Анкары отвергла подписание невыгодного соглашения с СССР.

Так Турция благодаря жесткой позиции Сталина стала для западных капиталистических стран важнейшим элементом сдерживания СССР. Выдвигая неприемлемые территориальные претензии, высшее советское руководство получило прямо противоположный эффект: Турция влилась в антисоветский блок, а в феврале 1952 года и в военный - вступив в НАТО. Лишь после смерти Сталина новое советское правительство стало выстраивать более гибкую политику и отказалось от территориальных претензий и пересмотра режима Черноморских проливов.