Уважаемый читатели, сегодня мы поговорим об очередном пласте проблем, поднятых в многогранном романе Чернышевского «Что делать?». Ранее мы уже говорили о новых людях и новаторском подходе к семейным отношениям, ключ к которым давал в романе Николай Гаврилович. А в этой статье мы поговорим, как вы уже, наверно догадались, о женской теме.
Прежде всего напомним читателю, что роман «Что делать?» был посвящен другу и жене Чернышевского Ольге, главное действующее лицо романа тоже женщина — смелая и умная девушка Вера Павловна, и вся фабула романа построена вокруг её жизни, жизни новой эмансипированной (освобожденной) женщины.
«Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы.» - говорит Чернышевский устами Бьюмонта (он же первый муж Верочки, Дмитрий).
Всем развитием сюжета романа Чернышевский показывает читателю, какие скрытые силы есть в женщине, как может кардинально поменяться её жизнь в современном ему обществе если иметь смелость пойти наперекор традициям, если ценить себя и уважать свою независимость, если выстраивать равноправные семейные отношения.
В начале романа Верочку пыталась выгодно пристроить/продать подороже родная мать, никто не интересовался ее мнением или желаниями, женский вопрос решался самым примитивным и привычным для того консервативного общества способом – выгодно сбыть дочь с рук, пристроить замуж, лишь бы человек был богатый, а все остальные его качества значения не имели. Уже тогда Верочка имела силу духа и характер противостоять этому и не побоялась принять помощь Дмитрия и сбежать из семьи единственным возможным в ее случае способом — замуж за друга, человека близкого по духу. Дмитрий уважал Верочку, был ее настоящим другом и помощником. Какое-то время они жили дружно и спокойно, их отношения строились на уважении личного пространства и желаний друг друга. Но сердцу не прикажешь, и однажды Дмитрий увидел зарождающиеся отношения между Верочкой и его другом Александром, он не стал стоять на пути у друзей, не устраивал сцен, а самоустранился наилучшим и наиболее удобным для Верочки и Александра способом – инсценировал свою смерть, т.к. только в таком случае Верочка могла без скандала повторно выйти замуж и обрести уважение и статус в обществе. Да, такими бесчеловечными были общественные и церковные законы (браки тогда регистрировались только церковным путем), в случае развода Верочка не получила бы ни одного заказа на свои платья, ее не приняли бы ни в одном приличном доме, и она бы подверглась самому жестокому осуждению в обществе.
Благодаря своему целеустремленному и независимому характеру и тому, что рядом с ней оказались такие выдающиеся и прогрессивные мужчины, Верочка смогла в полной мере реализовать себя в социальной жизни, обрести не только личное счастье, основанное на равноправных отношениях между супругами, но и реализовать себя в социуме: она завела свою мастерскую, обучала девушек, давала им не только работу, но и обучение, кров (мастерская была организована по типу коммуны), но и более того, она стала одной из первых женщин врачей, прошла обучение в университете и стала лечить женщин.
Сравните ту жизнь, которую предлагала ей ее мать (горькую и пустую жизнь бесправной содержанки) и ту жизнь, которую она выбрала и устроила сама.
А сейчас предлагаю обратится к тексту романа. Как вы помните, в самые переломные моменты в жизни героини, она видела очень интересные и метафоричные сны, которые раскрывали суть происходящего, подводили итог и давали направление. И если мы говорим об эволюции женской роли, то тут очень показателен четвёртый сон Веры Павловны, который в метафоричной форме представляет философский взгляд автора на роль женщины в разные эпохи развития цивилизации и приходит к новой парадигме. Этот сон Верочка видит в тот период жизни, когда она полностью реализовалась: она счастливая жена и мать, она уже уверенно встала на поприще медицины, она живет полной жизнью и вот ей снится очередной сон. Это очень интересный и увлекательный эпизод романа: автор выводит перед читателями один за одним женские архетипы каждой исторической эпохи с их атрибутами - Астарта, Афродита, Непорочность и Свободная женщина (это я так её назвала, мой термин, не автора). Вот цитата, хотя она и довольно длинная, но очень любопытная, кстати, у вас будет возможность насладиться авторским слогом:
Люди были как животные. Они перестали быть животными, когда мужчина стал ценить в женщине красоту. Но женщина слабее мужчины силою; а мужчина был груб. Все тогда решалось силою. Мужчина присвоил себе женщину, красоту которой стал ценить. Она стала собственностью его, вещью его. Это царство Астарты.
Когда он стал более развит, он стал больше прежнего ценить ее красоту, преклонился перед ее красотою. Но ее сознание было еще не развито. Он ценил только в ней красоту. Она умела думать еще только то, что слышала от него. Он говорил, что только он человек, она не человек, и она еще видела в себе только прекрасную драгоценность, принадлежащую ему, — человеком она не считала себя. Это царство Афродиты.
Но вот начало в ней пробуждаться сознание, что и она человек. Какая скорбь должна была обнять ее и при самом слабом появлении в ней мысли о своем человеческом достоинстве! Ведь она еще не была признаваема за человека. Мужчина еще не хотел иметь ее иною подругою себе, как своею рабынею. И она говорила: я не хочу быть твоею подругою! Тогда страсть к ней заставляла его умолять и смиряться, и он забывал, что не считает ее человеком, и он любил ее, недоступную, неприкосновенную, непорочную деву. Но лишь только верила она его мольбе, лишь только он касался ее — горе ей! Она была в руках его, эти руки были сильнее ее рук, а он был груб, и он обращал ее в свою рабыню и презирал ее. Горе ей! Это скорбное царство девы. Но шли века; моя сестра, — ты знаешь ее? — та, которая раньше меня стала являться тебе, делала свое дело. (Чернышевский называет архетип женщины этой эпохи «Непорочность», образцом для которой была Дева Мария). Она была всегда, она была прежде всех, она уж была, как были люди, и всегда работала неутомимо. Тяжел был ее труд, медлен успех, но она работала, работала, и рос успех. Мужчина становился разумнее, женщина тверже и тверже сознавала себя равным ему человеком — и пришло время, родилась я.
Сестра (новая богиня из сна, она же проводник по миру архетипов) дает понять Вере Павловне, что это она и есть эта нынешняя богиня, Современная женщина. Она - воплощение независимой и свободной женщины, устроившей свою личную и социальную жизнь по своему вкусу и разумению. А дальше она говорит о том, что все лучшие качества архетипов каждой эпохи ещё ярче воплотились в ней, дополняя друг друга, усиливая, однако в ней теперь есть ещё и «высшая прелесть», высшая чистота и искренность, которая состоит в том, что она свободна любить на равных, честно, без страха и зависимости. А без этого настоящий и высший полет любви не испытать:
Поэтому, если ты хочешь одним словом выразить, что такое я, это слово — равноправность. Без него наслаждение телом, восхищение красотою скучны, мрачны, гадки; без него нет чистоты сердца, есть только обман чистотою тела. Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня.
Надо заметить, что период, когда был написан этот роман, характеризовался большим общественным вниманием к проблеме освобождения личности от гнета предрассудков и эмансипации женщин, традиции домостроя подвергались осуждению, шёл поиск новых форм социальных отношений. Эти тенденции в полной мере отразились в романе Чернышевского, что и обеспечило невероятный успех роману. Чернышевский своим романом показывал молодежи верный путь к свободной, деятельной и счастливой жизни. Благодаря ему общество получило новый импульс к изменению общественных и семейных отношений, женщины стали все активнее бороться за независимость, за возможность быть наравне с мужчиной во всех сферах жизни, в том числе в личной жизни. Вера Павловна стала моделью и образцом для подражания, её равноправные, основанные на дружбе и партнёрстве, честные и открытые отношения с мужчинами, её самостоятельность, интерес к учебе и работе, её личное предприятие, и как следствие, финансовая независимость, стали знаменем для женщин стремящихся к новой, лучшей и свободной жизни. В это время стали появляться женские профессии: стенографистки, модистки, акушерки, продавщицы и пр., и наиболее прогрессивная часть женского общества решительно двинулась осваивать эти профессии. Стало постыдно и неуместно для современной девушки прожигать жизнь и быть на зависимом положении. Молодые и продвинутые женщины искали просвещения и вдохновлялись примерами Надежды Сусловой (первая женщина в России, получившая диплом врача)., Софьи Ковалевской (первая в России и в Европе женщина-профессор), Юлии Лермонтовой (первая русская женщина-химик с научной степенью), Марии Боковой-Сеченовой, которая одной из первых получила диплом врача и боролась за права женщин, считается, что она и стала прообразом Веры Павловны.
Как известно роман произвел неизгладимое впечатление на В. И. Ленина в юности, он был одним из тех молодых людей, идеи которого, сформировали поколение борцов, поколение людей, ищущих новой, справедливой и равноправной жизни для всех, в том числе для женщин. Именно поэтому революция не только сменила общественный строй, но и произвела настоящую революция в жизни и традиционной роли женщины. Большевики, следуя идеям романа, пытались всеми способами освободить женщину от тяжелой и скучной работы по дому, решить бытовые проблемы, чтобы дать ей возможность развиваться, совершенствоваться и реализовывать свои таланты в обществе наравне с мужчинами. Для этого работал целый бытовой комбинат: ясли и детские сады, школы, кружки, столовые и кулинарии, прачечные и т.д. и т.п. Так женщина могла не только быть счастливой женой и матерью, но и учиться и работать, развиваться и заниматься любимым делом.
А вот сейчас опять многие девушки мечтают найти богатого мужа, не работать, вести светскую жизнь. Вот такой поворот в архаику — женщины сдают свои позиции, ставят себя в заведомо невыгодное положение, теряют возможности для самореализации и полноценной, интересной жизни. Но, надеемся, что это лишь временное модное течение, уверена, что большинство женщин не готовы сдать все позиции и быть лишь прислугой в доме, и тотального возврата к прошлому не будет. А вы как думаете?
Л. Юлина, активист группы «Свободное время»
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: