Найти тему
Владимир Пискурев

КИНО В НАС, ИЛИ - МЫ В НЁМ?

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Так много говорят о кино. Видимо, оно занимает нечто важное и нужное для многих. В мире снимается огромное количество фильмов.

А ЗА ЧТО, МЫ ЛЮБИМ КИНО!? Возможно, за очень многое и очень разное. Возможно, кино переносит нас в мир грёз, фантазий, представлений, в мир выдуманного «настоящего», в мир, отвлекающий нас от реалий и дающий возможность ощущения некоего своеобразного бытия, находясь перед экраном и погружаясь в него, как в настоящее. А что такое кино - по сути, по смыслу?

Вид искусства - так это понятно. А, какая-то главная СОСТАВЛЯЮЩАЯ, есть у кино? Что делает кино – КИНО (М)?

Может это, его величество КАДР, со времён знаменитых братьев?

Может оно и случилось – как КИНО, когда их паровоз напугал зрителей и кино, в течение короткого промежутка времени завоевало любовь человека. Магия кадра в кино – это магия мыслей, чувств, эмоций, возникающих от этого кадра. Это воздействие на зрителя особой художественной энергетики, особого художественного смысла. Ведь «его величество» КАДР в кино, та самая художественная структура, которая в основе своей и порождает такое явление, как искусство КИНО. Мысли кино спрятаны в них – в кадрах. И он – кадр, меняющийся, может быть, ежесекундно, определяет смысл, характер и качество фильма. Но для этого, он должен нести в себе тайну искусства, распространять её на зрителя, захватывать зрителя всем своим естеством. И когда весь фильм состоит из таких кадров, то и получается «ПОЛЁТ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ», «ФАННИ И АЛЕКСАНДР», «ЧАПАЕВ», «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ». Получается КИНО с большой буквы. Получается искусство.

Кадр художественного фильма, - это великое знаточество и умение режиссёра. Это его огромный художественный талант, чутьё, мастерство. Кадр, при талантливом его применении, создаёт достойное кинематографическое ЯВЛЕНИЕ. От явления несёт КАЧЕСТВОМ, за версту. Вспомните хотя бы «АМАРКОРД» или «РЕПЕТИЦИЮ ОРКЕСТРА». Явление говорит само за себя и поднимает зрителя в какие-то новые духовные выси. Явление всегда загадочно, поэтично, таинственно! И всё это рождается у режиссёра на каком-то очень тонком и сложном мыслительном уровне, замешанном на ТАЛАНТЕ, МАСТЕРСТВЕ, УМЕНИИ. Такой фильм хочется смотреть по многу раз и при этом, каждый раз, открываешь что-то новое, какую-то грань, какую-то режиссёрскую находку. Явление в искусстве не требует объяснения: ОНО или есть, или ЕГО – нет. В искусстве есть вещи, которые не поддаются логике, они запрограммированы откуда-то свыше, они живут в сознании и душе художника, особенно, если это касается шедевра.

Как понимаем мы кино, что нравится в нём, на что обращаем внимание?

На эти вопросы отвечают искусствоведы, критики, знатоки кино. Их немало, у них разные взгляды, но объединяет их одно - твёрдая уверенность в правоте своих знаний о кино.

Понимаю, что во всём этом звучит риторика. Каждый любит своё кино. В этом смысле, любое искусство даёт человеку такое право.

А уж если, человеку фильм нравится, он его любит, то, наверное, не так уж и важно (для него), насколько этот фильм попадает в тот или иной реестр. Кино, как явление искусства, уже давно стало космосом для человечества - познаваемым, или не познаваемым, - но огромным - это точно.

Видимо отсюда и такое обилие всяких медиа о кино, специальных программ, передач и много, много всего, что рассказывает о кино. Очень много споров, дискуссий, полемики о кино. Иногда мне кажется, что всё это бессмысленно, потому что БЕССМЫСЛЕННО. Возможно, я очень ошибаюсь.

Я не знаю. Я просто люблю кино.

Вчера ещё раз посмотрел «АМАРКОРД» и понял, что это нельзя не любить, оно не может, не нравится, это всё: и жизнь, и фантазия, и игра, и дух, и эмоции. Спасибо Феллини, спасибо КИНО!