Найти тему

К 75-летию со дня смерти Вячеслава Ивановича Иванова (16/28 февраля 1866, Москва — 16 июля 1949, Рим)

Фотография В.И. Иванова. [1900 г.] РГАЛИ, ф. 2861.
Фотография В.И. Иванова. [1900 г.] РГАЛИ, ф. 2861.

Январским вечером 1872 года, в разгар Святок в скромной квартире на Патриарших прудах гадала женщина. Она была уже немолода и глубоко религиозна. Вопрошала, конечно, не о женихе, хотя недавно овдовела, а о судьбе своего позднего, горячо любимого сына. Гадала она на «Псалтире», или «Книге псалмов», как это делали испокон веков. И в ответ на ее вопрос выпал 151-й псалом, начинающийся словами:

Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего; пас овец отца моего.

Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь.

Ее сын действительно был самым младшим в доме своего отца, у которого росли еще два мальчика от первого брака, поэтому не было причин не верить в правдивость этого ответа. Женщина истолковала его в том смысле, что ее пятилетнему сыну предначертано свыше стать поэтом. С того дня жизнь Александры Дмитриевны Ивановой была посвящена воспитанию будущего творца – Вячеслава Ивановича Иванова.

Поэт, переводчик и драматург, литературный критик, ученый и философ, педагог – простое перечисление всех ипостасей Вячеслава Иванова позволяет представить себе масштаб его личности, сопоставимой с титанами Возрождения. А ведь были и другие – маг, пророк, ловец душ и даже «карнавальный король на слишком затянувшемся празднестве», как писал о нем С.С. Аверинцев. Так или иначе, он, несомненно, был одной из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века, но мало кто из современников Вячеслава Иванова удостаивался одновременно такого обожания и такого злословия, как он. Эту трансформацию восприятия В.И. Иванова в литературной среде прекрасно отобразил Александр Блок в посвященном ему стихотворении, где есть такие строки:

Стихотворение В.И. Иванова «Чайка» с посвящением А.М. Дмитриевскому. [1890-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 225.
Стихотворение В.И. Иванова «Чайка» с посвящением А.М. Дмитриевскому. [1890-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 225.

И я, дичившийся доселе
Очей пронзительных твоих,
Взглянул… И наши души спели
В те дни один и тот же стих.

Но миновалась ныне вьюга.
И горькой складкой те года
Легли на сердце мне. И друга
В тебе не вижу, как тогда.

Родившийся в 1866 году, Вячеслав Иванов был значительно старше большинства русских поэтов, которые заявили о себе в конце XIX – начале XX века, но пережил едва ли не их всех, скончавшись в возрасте 83 лет в 1949 году. Иванов рано показал себя человеком исключительных способностей – уже в гимназии он считался вундеркиндом, а его сочинения и переводы из греческих поэтов зачитывались как образцовые.

Стихотворение В.И. Иванова «Фейерверк» с посвящением К.А. Сомову. 1906 г. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.
Стихотворение В.И. Иванова «Фейерверк» с посвящением К.А. Сомову. 1906 г. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.

Впечатлительный юноша, в подростковом возрасте он «внезапно и безболезненно сознал себя крайним атеистом и революционером» и даже написал поэму «Иисус» об искушении Христа в пустыне, сюжет которой был раскрыт им в революционном духе. Однако увлечение народничеством и политический радикализм владели им недолго: когда в России все же произошла революция, В.И. Иванов сначала не принял ее идеи, а затем уехал из страны и решительно отмежевался вообще ото всех политических партий, на которые разделилась русская эмиграция.

Окончив гимназию с золотой медалью, В.И. Иванов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он по-прежнему демонстрировал выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, а вторая написанная им поэма о Христе была принята к печати в «Русском Вестнике» М.Н. Каткова. Эпизодически его стихи появлялись в журналах с 1898 года, однако поэтом Вячеслав Иванов в то время себя не считал, и признавался впоследствии, что до 1903 года определенно им не был. Под влиянием одного из своих педагогов, историка-медиевиста и правоведа П.Г. Виноградова он решился уехать из России и продолжить учебу в Берлинском университете. Оставаться в России, бездействуя в политическом отношении, он считал «нравственною невозможностью» и позднее признавался: «Я должен был броситься в революционную деятельность: но ей я уже не верил».

Перед самым отъездом в Германию, в июне 1886 года 20-летний Вячеслав Иванов женился на Дарье Дмитриевской, сестре своего университетского товарища А.М. Дмитриевского. Мать невесты, которую близкие почитали за ясновидящую, предрекла, что этот студенческий брак «кончится драмой». Так и оказалось: вскоре Вячеслав Иванов познакомился с писательницей Лидией Дмитриевной Зиновьевой-Аннибал, которая состояла в браке с историком К.С. Шварсалоном. В течение нескольких лет развивались две мучительные семейные драмы, за которыми последовали тяжелейшие бракоразводные процессы и невозможность узаконить отношения в новом браке.

Фотография В.И. Иванова с женой, Л.Д. Зиновьевой-Аннибал (лежит) и падчерицей, В.К. Шварсалон. 1907 г. РГАЛИ, ф. 225.
Фотография В.И. Иванова с женой, Л.Д. Зиновьевой-Аннибал (лежит) и падчерицей, В.К. Шварсалон. 1907 г. РГАЛИ, ф. 225.

Но все это было потом. А тогда, во второй половине 1880-х годов В.И. Иванов переживал новый, европейский период своей жизни. По точному определению С.С. Аверинцева, это была жизнь на «мансардах Европы, гражданином ее “вольных скворешниц”, в иноязычной среде, общение с которой становится привычкой». Это время стало определяющим для формирования его зрелого мировоззрения. Почти двадцать лет, пусть с перерывами, проведенные в Германии, Франции, Италии, Греции и Швейцарии не только повлияли на сферу его научных интересов и философских исканий, но и, несомненно, облегчили принятие решения об эмиграции из России в 1924 году.

Именно в Германии, разочаровавшись в немецком рационализме, Иванов перешел на позиции славянофильства в политике и отдался мистицизму в сфере духовных исканий. Его главными наставниками в этот период становятся В.С. Соловьев, А.С. Хомяков и парадоксально несхожий с ними Фридрих Ницше, с которым его сближал интерес к дионисийству, а главной заботой на научном поприще – защита докторской диссертации. Из-за чрезвычайно запутанных личных обстоятельств Иванова ее защита так и не состоялась.

Стихотворение В.И. Иванова «Может быть, это смутное время…» из цикла «Песни смутного времени». 26 ноября 1917 г. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.
Стихотворение В.И. Иванова «Может быть, это смутное время…» из цикла «Песни смутного времени». 26 ноября 1917 г. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.

В 1901-1902 годах Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал подолгу жили в Греции: сказывался давний и глубокий интерес поэта к философии и культуре эллинизма. Здесь же, по свидетельству второй жены, путь поэта и стезя ученого перестали восприниматься им как мучительный конфликт: «Здесь воскрес в нем ученый, на которого, бывало, глядели с ожиданием Моммзен, и Гиршфельд, и Крумбахер, и Виноградов, и Гревс, и еще, и еще многие. Он весь ушел в свою тэму, и здесь, в Афинах, впервые наука примирилась и вступила в союз любовный с поэзией».

После недолгого сотрудничества с парижской Высшей школой общественных наук, где В.И. Иванову предложили читать курс по истории дионисийских культов (в скором времени его изыскания по этой теме нашли отражение в работах «Эллинская религия страдающего бога» и «Религия Диониса»), и короткого пребывания в Женеве, они с женой в 1905 году окончательно вернулись в Россию. Определяющим для Вячеслава Иванова стало состоявшееся еще в Париже знакомство с одним из главных идеологов русского символизма Валерием Брюсовым. Тот характеризовал нового знакомого как «настоящего человека, немного слишком увлеченного своим Дионисом», привлек его к работе в журнале «Весы» и альманахе «Северные цветы», а также ввел в круг поэтического бомонда того времени, познакомив с Мережковскими, Бальмонтом, Балтрушайтисом и другими символистами. Один за другим вышли его первые поэтические сборники «Кормчие звезды» (1902-1903), который изобиловал мифологическими и историко-культурными аллюзиями, и «Прозрачность» (1904).

Проживший долгое время за границей и до сих пор не заявлявший о себе как об участнике поэтического процесса, Вячеслав Иванов в считанные месяцы оказался в центре этого процесса и стал одним из его активных творцов – «в кругу безумных, томнооких ты золотою встал главой», как описывал появление Иванова в Петербурге Блок. Этому немало способствовало переселение семьи в знаменитую «Башню» – квартиру в доме № 25/1 по улице Таврической в Санкт-Петербурге, которая на несколько лет стала интеллектуальным центром и точкой притяжения для молодого поколения русских символистов и будущих поэтов-акмеистов. Лидия Зиновьева-Аннибал писала о ней: «Что-то дико фантастическое и прекрасное».

Стихотворение В.И. Иванова «Владычица Дебренская». 1910-е гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.
Стихотворение В.И. Иванова «Владычица Дебренская». 1910-е гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 225.

В «Башне» проходили знаменитые «среды» – собрания, которые имели самую разную направленность и были разнородны по составу участников. Здесь проходили театральные мистерии, дискуссии «реалистов» и «модернистов» с участием М. Горького и А.В. Луначарского, критические и художественные диспуты, поэтические чтения и т.д. Именно в этот период у Иванова сложилась оригинальная концепция русского символизма, которая объединяла в себе, с одной стороны, идею возвращения культуры к духовным основам христианства, а с другой, творческое переосмысление художественного наследия античности, Средних веков и эпохи Ренессанса. Программные статьи В.И. Иванова о символизме пе¬ча¬та¬лись в литературно-критическом журнале «Золотое руно», а окончательно он сформулировал свое видение роли и эволюции этого литературного течения в статье «Заветы символизма» в 1910 году.

Устоявшаяся, хотя и полная всевозможных личных драм жизнь на «Башне» (одним из ее итогов стал следующий поэтический сборник Вяч. Иванова «Эрос») потерпела крах осенью 1907 года после неожиданной смерти Л.Д. Зиновьевой-Аннибал от скарлатины. Свойственные поэту мистицизм и экзальтация нашли выражение в его «общении» с покойной женой, которое осуществлялось методом автоматического письма и, по-видимому, сопровождалось визуальными и слуховыми галлюцинациями. В бумагах Вяч. Иванова сохранилось описание более сотни таких видений-встреч. «Башня» же превратилась из светского салона в пристанище признанного гения и властителя дум, погруженного отныне в «инобытие». Вышедшие в 1911 и 1912 годах поэтические сборники «Cor ardens» («Пламенеющее сердце») и «Лепта. Неж¬ная тай¬на» окончательно убедили читающую публику в небывалой величине поэтического дара Иванова.

Портрет В.И. Иванова работы К.Ф. Юона. 1920 г. Бумага, графитный карандаш. Фотокопия. РГАЛИ, ф. 55.
Портрет В.И. Иванова работы К.Ф. Юона. 1920 г. Бумага, графитный карандаш. Фотокопия. РГАЛИ, ф. 55.

Вторая половина 1910-х годов стала для Вячеслава Иванова временем преимущественно религиозно-философской публицистики и ознаменовалась выходом двух сборников статей – «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917). Конечно, революционные события и происходивший слом эпох не могли не отразиться в его поэтическом творчестве: так, в конце 1917 года он создал поэтический цикл «Песни смутного времени», за ним последовали по¬эма «Младенчество» (1918) и трагедия «Прометей» (1919), а затем цикл «Зимние сонеты» (1922). Не разделяя большевистской идеологии, В.И. Иванов все же участвовал в работе Народного комиссариата просвещения и Пролеткульта, а в 1920 году уехал в Баку, где преподавал в университете.

В 1924 году он выехал в командировку в Италию по линии Наркомпроса, и уже не вернулся в Россию. Встречи с представителями русской эмиграции Вячеслав Иванов свел к минимуму, предпочитая общение с европейскими интеллектуалами и посвятив себя преподаванию, переводам, литературно-критическим штудиям и поэзии. Его последней прижизненной поэтической книгой стала чрезвычайно сложная по своему формальному строению и образной системе поэма «Человек» (1939). После ее выхода он до конца жизни работал над прозаической «Повестью о Светомире царевиче», которая мыслилась автором как грандиозный итог его художественных и историософских исканий, но так и не была им закончена.

Фотография В.И. Иванова. Декабрь 1948 г. РГАЛИ, ф. 2861.
Фотография В.И. Иванова. Декабрь 1948 г. РГАЛИ, ф. 2861.

***

Гигантский творческий архив Вячеслава Иванова, несмотря на его многолетние скитания, сохранился практически в полном объеме, но оказался распылен между различными странами и хранилищами. Так, его библиотека и архив, оставленные при отъезде из России в 1924 году, попали в отдел рукописей РГБ, а также ИМЛИ, РНБ, Пушкинский дом и РГАЛИ, где создан личный фонд поэта № 225. Он состоит из 61 единицы хранения за 1884-1929 годы и включает в себя рукописи В.И. Иванова, небольшой корпус переписки и материалы к его биографии. Обширная итальянская часть его наследия хранится в частной научно-исследовательской организации Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме.

К.В. Яковлева, начальник отдела РГАЛИ