Найти тему
Toping

Захватчик выпрыгнул из самолета с $200 тысячами – и исчез навсегда. Кто он – тайна до сих пор

Оглавление

Полвека назад произошло одно из самых загадочных преступлений не только в США, но и вообще в мировой истории криминалистики. Пассажир самолета, угрожая активировать бомбу, потребовал парашют и 200 тысяч долларов наличными – в наше время это около $1,2 миллиона. Когда деньги были доставлены, он дал пилотам Boeing 727 четкие инструкции и в какой-то момент выпрыгнул из лайнера. С тех пор ни его, ни денег никто не видел. Одни считают, что грабитель погиб. Другие – что он обвел вокруг пальца ФБР и все еще жив. Благодаря свидетелям можно лишь точно утверждать, как развивались события по захвату самолета. Историю рассказывает Toping.uz.

Записка для стюардессы

В начале семидесятых мир был непуган: безопасности перелетов уделялось куда меньше внимания, чем в наше время. Поэтому не удивляйтесь, что мужчина возрастом 40-45 лет спокойно купил в кассе авиабилет на вымышленное имя – Дэн Купер. 24 ноября 1971-го года Рейс Northwest Orient 305 из Портленда в Сиэтл был полупустым: вместе с экипажем на борту Boeing 727 находилось 42 человека.

Boeing 727 с бортовым номером N467US – Купер захватит именно этот лайнер. Изображение: mynorthwest.com

Стюардессы особого внимания на пассажира не обратили. Он был одет в темный костюм, при себе держал портфель. Такого человека легко принять за кого угодно: бизнесмен, офисный работник, преподаватель. Дэн попросил у стюардессы бурбон с содовой, и вскоре после взлета протянул девушке записку. Стюардесса из вежливости взяла бумажку, но не разворачивая положила в карман – она посчитала, что пассажир хочет познакомиться. Однако мужчина ответил, что стюардессе лучше бы прочитать записку – ведь у него при себе бомба.

Купер открыл чемоданчик – там было несколько красных цилиндров, похожих на динамитные шашки, а также провода.

Стюардесса убедилась, что угроза реальна. Купер попросил девушку сходить к пилотам, чтобы те передали требования на землю: 200 тысяч долларов, два основных парашюта и два запасных. Купер все предусмотрел: чтобы спецслужбы не дали дефектный парашют, он заявил, что один из них – для заложника, который тоже будет прыгать. В таком случае власти не станут рисковать жизнью пассажиров и выдадут исправные парашюты.

-2

Экипаж рейса 305. Стюардесса Тина Маклоу – единственный человек, с кем немного пообщался Купер во время преступления. Изображение: wikipedia.org

Деньги и парашюты должны передать в аэропорту Сиэтла, а самолет необходимо заправить для дальнейшего полета. Все это время пассажиры находились в неведении: Купер и экипаж вели себя настолько спокойно, что никто и не заподозрил неладное. Пассажирам сообщили, что из-за небольшой технической неполадки их выпустят из самолета не сразу – это не вызвало подозрений.

Парашюты и 10 тысяч 20-долларовых купюр весом около 9 килограмм доставили на борт лайнера, когда тот приземлился в Сиэтле. Купер сдержал слово и отпустил всех пассажиров, когда деньги оказались на борту.

Захватчик явно располагал к себе: говорил доброжелательно, вел себя спокойно. Стюардесса, с которой он пообщался, вспоминала, что осмелела и в шутку спросила, можно ли ей взять немного денег. По ее словам, Купер тут же протянул пачку купюр – но девушка отказалась, сославшись на политику авиакомпании.

Прыжок и исчезновение

Купер дал пилотам четкие инструкции: курс на Мехико при минимально возможной скорости (около 185 км/ч) и высоте не более трех тысяч метров, шасси должны быть выпущены, закрылки в положении 15 градусов, салон не герметизирован. Второй пилот заметил, что при такой конфигурации расход топлива будет слишком большим – до Мехико не хватит. Купер согласился на еще одну дозаправку в аэропорту Рино-Тахо в Неваде. После взлета угонщик отправил стюардессу в кабину пилотов, а сам стал спешно готовиться к прыжку – обвязал вокруг пояса сумку с деньгами, открыл дверь заднего выхода и выпрыгнул. Больше этого человека никто не видел.

-3

Столь дерзкий захват самолета стал приоритетным делом для ФБР. Но быстро стало понятно, что улик практически нет. Имя на билете вымышленное, внешность непримечательная, прочесывание местности, над которой пролетал Boeing 727 с открытой дверью, ничего не принесло.

Первые версии

Следователи сосредоточились на личности угонщика. Он хоть и был немногословен, но все же дал несколько важных зацепок. Во-первых, при разговоре со стюардессой, глядя в иллюминатор, сказал, что узнает город Такома – мол, в 20 минутах езды есть военно-воздушная база. Во-вторых, когда угонщику принесли деньги и парашюты, девушка протянула ему инструкцию по использованию парашюта, но Купер отмахнулся – мол, не новичок в этом деле. В-третьих, Купер был хорошо знаком с Boeing 727: захватчик назвал точные параметры, при которых самолет может находиться в воздухе, и знал, как открывается задняя дверь. Пилоты этого рейса полагают, что захватчик определенно знаком с принципами управления самолетами.

Наконец, мужчина решился на прыжок в сложнейших условиях: ночью и с большой высоты.

Все это наводит на мысли, что Дэн Купер был человеком с военной подготовкой – возможно, десантником или летчиком. Почему не просто парашютистом-любителем? ФБР прошлись по аэроклубам – никто не узнал человека на фотороботе. Более того, стюардесса обратила внимание, что захватчику дали военные парашюты, которые отличаются от гражданских, но мужчину это нисколько не смутило.

-4

Ориентировка на Дэна Купера. К слову, преступника часто называют Д. Б. Купер – этот вариант имени возник из-за ошибки репортера

К тому же свидетели вспоминали, что Купер был в весьма достойной физической форме для своего возраста. При этом он много курил (в те годы курение в самолете было допустимым), однако это можно списать на волнение угонщика, хоть и внешне он выглядел спокойным. Также Купер выпил лишь одну порцию бурбона, разбавленного содовой – мужчина понимал, что для реализации плана ему нужна ясная голова, и не стал пить «для храбрости».

ФБР сошлось на мнении, что это преступник с высоким интеллектом, который продумал все до мелочей – выбор места в самолете (последний ряд, чтобы видеть весь салон), тип угрозы (бомба вместо огнестрельного оружия, чтобы исключить штурм лайнера спецназом), он старался забрать все улики с собой и был очень внимателен.

Стюардесса вспоминала: Купер угостил ее сигаретой, и девушка прикуривала от последней спички из коробка угонщика. Она хотела выбросить пустой коробок, но Купер забрал его с собой. В итоге Купер практически не оставил улик: лишь окурки и галстук с зажимом – аксессуар помешал бы при прыжке.
-5

Оставленный Купером галстук. Изображение: fbi.gov

Почему такой человек решился на подобное преступление? С его знаниями и подготовкой он наверняка мог зарабатывать на жизнь честным трудом. Предполагается, что Куперу по какой-то причине срочно понадобилась большая сумма денег – например, для лечения. Его поведение и продуманность плана не указывает на действия уголовника, который за месяц прогулял бы все деньги. Что касается бомбы, то, скорее всего, это был муляж – достаточно реалистичный, чтобы испугать стюардессу. По сути, все ограбление держалось на уверенности девушки, что взрывчатое устройство действительно есть на борту самолета.

Что стало с Купером?

Одна из довольно убедительных версий – Купер погиб во время прыжка. Условия были опасными даже для профессионалов: ночь, сильный ветер, минусовая температура – захватчик по какой-то причине не стал требовать шлем и экипировку для прыжка. В пользу этого варианта говорит и то, что деньги (каждую банкноту ФБР сфотографировало) нигде не засветились. Правда, есть одно исключение.

В 1980 году семья Ингрэм отдыхала на берегу реки недалеко от Ванкувера. Восьмилетний Брайан копался в песке и нашел три пачки денег общей суммой 5800 долларов.

Экспертиза установила, что это именно те купюры, которые передали Куперу. Значит ли это, что захватчик не выжил при приземлении, а деньги разбросало по окрестностям? Возможно. Однако где остальные 195 тысяч? К тому же анализ купюр вызвал больше вопросов, чем ответов. По заключению экспертов, банкноты попали в воду спустя примерно полгода после захвата лайнера. Где они были до этого, непонятно.

-6

Изображение: fbi.gov

За полвека расследований – как официального, так и множества любительских теорий – возникало множество версий, кто же на самом деле Дэн Купер.

Большинство неофициальных подозреваемых были военными: ветераны Второй Мировой, Вьетнамской войны, пилоты, сотрудники авиабаз.

ФБР проверяло некоторых людей, но прямых улик ни на кого не нашлось, а в наше время многие из возможных подозреваемых уже мертвы.

-7

Некоторые подозреваемые выглядят действительно очень похоже на фоторобот Дэна Купера. На снимке – Уильям Смит, ветеран Второй Мировой, которого некоторые энтузиасты считают настоящим Купером. Однако весомых доказательств нет. Изображение: dyingwords.net

Из более необычных версий, подкрепленных анализом микрочастиц титана на галстуке угонщика – что этот человек был сотрудником либо Boeing, либо одного из подрядчиков авиагиганта. Таким образом можно объяснить как хорошие знания модели 727, так и мотив преступления: в начале семидесятых у Boeing был кризис, Купер мог остаться без работы.

***

Личность Дэна Купера и его судьба до сих пор неизвестны. Преступление породило волну подражателей, но все они были неудачными.

Теоретически, если Купер до сих пор жив, то он в очень преклонном возрасте: захват случился 53 года назад, свидетели давали мужчине около 40-45 лет на вид.

В то время как ФБР официально прекратило расследование, любители продолжают строить теории. Настоящее имя Дэна Купера по сей день остается неизвестным.