Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Штурман Резо

Юрий Маков Что бы сухопутный читатель не задавал лишних вопросов, поясню некоторые морские нюансы.
    Судовой якорь будет гарантированно держать судно, если какая-то часть(желательно побольше, на схеме между 3 и 4) якорь-цепи лежит на грунте. И тогда якорь превращается в "плуг", который очень трудно протащить даже на метр.
    При съемки с якоря огромная звездочка судовой бАковой лебедки(брашпиля) наматывает якорь-цепь и подтаскивает судно к месту отдачи якоря. Протащить якорь-плуг судовой брашпиль не может. Но когда нос судна оказывается точно над местом отдачи, якорь-цепь становится вертикально вниз (по-морскому "панер"; прошу читателя запомнить этот термин, именно он послужил причиной этой истории) и якорь уже не работает как плуг, легко отделяется от грунта.
    Это самый ответственный момент съемки - судно еще не имеет хода и на него начинают действовать течение и ветер. Рядом могут стоять другие суда и только ты отвечаешь за безопасность маневра.
    Дать ход сразу тоже нельзя,
Оглавление

Юрий Маков

Что бы сухопутный читатель не задавал лишних вопросов, поясню некоторые морские нюансы.
    Судовой якорь будет гарантированно держать судно, если какая-то часть(желательно побольше, на схеме между 3 и 4) якорь-цепи лежит на грунте. И тогда якорь превращается в "плуг", который очень трудно протащить даже на метр.
    При съемки с якоря огромная звездочка судовой бАковой лебедки(брашпиля) наматывает якорь-цепь и подтаскивает судно к месту отдачи якоря. Протащить якорь-плуг судовой брашпиль не может. Но когда нос судна оказывается точно над местом отдачи, якорь-цепь становится вертикально вниз (по-морскому "панер"; прошу читателя запомнить этот термин, именно он послужил причиной этой истории) и якорь уже не работает как плуг, легко отделяется от грунта.
    Это самый ответственный момент съемки - судно еще не имеет хода и на него начинают действовать течение и ветер. Рядом могут стоять другие суда и только ты отвечаешь за безопасность маневра.
    Дать ход сразу тоже нельзя, т.к. якорь еще не показался из воды. Вдруг он зацепил какой-то неизвестный кабель или поднял чужую якорь-цепь, или еще что. Вот поэтому здесь нужна слаженная работа экипажа и опыт капитана.
    Вот теперь сама история.
    Мы снимались с якоря на рейде Сингапура часа в три пополудни. Великолепная погода, полный штиль, +25, экипаж прошелся по всем лавочкам и магазинам города-базара. Настроение отличное, впереди спокойный недельный переход до Индии.
    Я, 2-й штурман, руководил началом съемки, наш 3-й штурман Резо, командовал на баке*.
    Когда от Резо поступил доклад (с грузинским акцентом): "Тры смичка на брашпыл", я доложил капитану. Пока Семеныч с внушительным пузом и в одних трусах поднялся на мостик, по громкой связи поступил доклад с бака: "Два смичка на брашпыл". Мы знали, что отрыв будет где-то ближе к первой смычке*, поэтому капитан ответил: "На баке, чаще докладывать как канат."
    Бак находился немного ниже прямо перед нами метров в 50, вся картинка была как на ладони. Резо почти лег на фальшборт бака, свесив голову за борт, боцман стоял у пульта управлением брашпилем, звездочка спокойно отправляла очередное звено якорь-цепи вниз в канатный ящик.
    Резо засуетился, замахал рукой, подскочил к боцману, что-то сказал, тот пожал плечами. Резо опять выглянул за борт, еще резче задвигал руками, опять начал что-то говорить боцману.
    Капитан, не дождавшись доклада, прорычал в микрофон: "На баке! Доложите, как канат?!"
    Резо остановился,...как-то безнадежно махнул рукой,...поднес ко рту микрофон,... и мы
УСЛЫШАЛИ: "И-и, забиль эта слова...да?!"
    Описывать, что творилось на мостике и что вытворял живот капитана уже не интересно.

     *cмычка - часть якорь-цепи длиной 25 метров.
     * бак  - носовая часть судна.

Штурман Резо (Юрий Маков) / Проза.ру

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Маков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен