в психологии схемы представляют структуры, которые организуют и интерпретируют информацию. Это общие представлениями, заложенные в нас, и помогающие находить кратчайший путь для понимания окружающего мира. Эти ментальные конструкты могут быть полезны, позволяя быстро обрабатывать информацию, однако они также могут приводить к игнорированию важной информации и сосредоточению внимания на том, что подтверждает уже существующие идеи и убеждения.
Это способствует формированию стереотипов и затрудняет усвоение новых знаний, не соответствующих уже сформированному мировоззрению.
Схема-это совокупность убеждений, чувств и поведения в ответ на стимул.
Стимул-это порция информации или событие.
Наша реакция зависит от сформировавшихся и развившихся в детстве схем, которые активизировались, уточнялись и подтверждались в дальнейшем, со временем становясь менее гибкими. Именно поэтому на одно и тоже событие каждый реагирует по-своему.
Формируются они на базе нашего темперамента в условиях соблюдения наших эмоциональных потребностей, то есть, схема - ответ на то, как удовлетворялись или не удовлетворялись наши потребности учитывая наш темперамент.
Если переживаемый стресс в детстве переносился бы нами каждый раз как в первый, принося равное количество переживаний и эмоциональных страданий, то мы не смогли бы сохранить свое здоровье и рассудок.Следствием этого стало формирование стратегий преодоления стресса, которые психологи называют КОПИНГ.
Цепочка реакции:
Стимул(событие)-СХЕМА(система убеждений и чувств)-КОПИНГ(стратегия преодоления)
Стратегии можно разделить на три типа:
- Капитуляция. Подобная тактика представляет собой ничего не делание. То есть человек как бы замирает. Cообразно реакции "Замри".
Мысли: информация принимается избирательно, учитывается только то, что подтверждает схему, то, что ей противоречит, игнорируется.
Чувства: переживается эмоциональная боль связанная со схемой.
Поведение: направлено на поиск людей и ситуаций, похожих на те, которые способствуют развитию схемы.
- Избегание. Уклонение от ситуаций активизирующих схему. Сообразно реакции "Беги".
Мысли: отрицание травмирующих событий, отстранение.
Чувства: оцепенение, подавление.
Поведение: активное и пассивное избегание ситуаций запускающих схему.
- Сверхкомпенсация. Человек ведет себя подчеркнуто противоположно схеме. Упреждающий удар. Сообразно реакции "Бей".
Мысли: противоположно содержанию схемы, отрицается ее наличие
Чувства: если сверхкомпенсация неудачная, то чувства и переживания возвращаются.
Поведение: преувеличенное поведение, подчеркнуто противоположное схеме
Наше представление о себе во взрослой жизни часто является следствием пророчеств и внушений принятых от родителей и других важных взрослых в детстве. Но хочу, чтобы каждый помнил, что ответственность любого отдельно взятого человека организовывать свою жизнь так, чтобы потребности удовлетворялись. В детство не вернуться, примите тот факт, что не все эмоциональные потребности когда-то были закрыты, но вы в силах устроить свою настоящую жизнь, так что живите осознанно и радуйтесь чаще.
Благодарю за внимание. Нравится тема психологии и мышления?- приглашаю в свой телеграмм-канал, там есть много познавательного контента о человеческой психологии :)