Найти тему
VNTR

Что нами правит? II. Cхемы, копинг. Реакция на стресс.

Оглавление

в психологии схемы представляют структуры, которые организуют и интерпретируют информацию. Это общие представлениями, заложенные в нас, и помогающие находить кратчайший путь для понимания окружающего мира. Эти ментальные конструкты могут быть полезны, позволяя быстро обрабатывать информацию, однако они также могут приводить к игнорированию важной информации и сосредоточению внимания на том, что подтверждает уже существующие идеи и убеждения.

Это способствует формированию стереотипов и затрудняет усвоение новых знаний, не соответствующих уже сформированному мировоззрению.

-2

Схема-это совокупность убеждений, чувств и поведения в ответ на стимул.

Стимул-это порция информации или событие.

Наша реакция зависит от сформировавшихся и развившихся в детстве схем, которые активизировались, уточнялись и подтверждались в дальнейшем, со временем становясь менее гибкими. Именно поэтому на одно и тоже событие каждый реагирует по-своему.

Формируются они на базе нашего темперамента в условиях соблюдения наших эмоциональных потребностей, то есть, схема - ответ на то, как удовлетворялись или не удовлетворялись наши потребности учитывая наш темперамент.

-3

Если переживаемый стресс в детстве переносился бы нами каждый раз как в первый, принося равное количество переживаний и эмоциональных страданий, то мы не смогли бы сохранить свое здоровье и рассудок.Следствием этого стало формирование стратегий преодоления стресса, которые психологи называют КОПИНГ.

Цепочка реакции:

Стимул(событие)-СХЕМА(система убеждений и чувств)-КОПИНГ(стратегия преодоления)

-4

Стратегии можно разделить на три типа:

  • Капитуляция. Подобная тактика представляет собой ничего не делание. То есть человек как бы замирает. Cообразно реакции "Замри".

Мысли: информация принимается избирательно, учитывается только то, что подтверждает схему, то, что ей противоречит, игнорируется.

Чувства: переживается эмоциональная боль связанная со схемой.

Поведение: направлено на поиск людей и ситуаций, похожих на те, которые способствуют развитию схемы.

  • Избегание. Уклонение от ситуаций активизирующих схему. Сообразно реакции "Беги".

Мысли: отрицание травмирующих событий, отстранение.

Чувства: оцепенение, подавление.

Поведение: активное и пассивное избегание ситуаций запускающих схему.

  • Сверхкомпенсация. Человек ведет себя подчеркнуто противоположно схеме. Упреждающий удар. Сообразно реакции "Бей".

Мысли: противоположно содержанию схемы, отрицается ее наличие

Чувства: если сверхкомпенсация неудачная, то чувства и переживания возвращаются.

Поведение: преувеличенное поведение, подчеркнуто противоположное схеме

Наше представление о себе во взрослой жизни часто является следствием пророчеств и внушений принятых от родителей и других важных взрослых в детстве. Но хочу, чтобы каждый помнил, что ответственность любого отдельно взятого человека организовывать свою жизнь так, чтобы потребности удовлетворялись. В детство не вернуться, примите тот факт, что не все эмоциональные потребности когда-то были закрыты, но вы в силах устроить свою настоящую жизнь, так что живите осознанно и радуйтесь чаще.

-5

Благодарю за внимание. Нравится тема психологии и мышления?- приглашаю в свой телеграмм-канал, там есть много познавательного контента о человеческой психологии :)