Найти тему
Виктор Никитин

Брайан Джонс. Вклад в песни Стоунз

Вчера я написал статью о 55 годовщине похорон Брайана Джонса, а сегодня вдруг захотелось проследить его музыкальный вклад как музыканта в общую копилку группы. Да, он не писал песен, но он играл на многих муызкальных инструментах. Вот с этой точки зрения я и подобрал для вас 10 песен, где Брайан Джонс выступает как мультинструменталист.

Если на какой-нибудь записи Роллинг Стоунз середины 60-х есть интересный инструмент, то, вероятнее всего, на нем играл покойный гитарист Брайан Джонс.

Когда Джонсу наскучила его гитара и он обнаружил, что ему не хватает таланта Джаггера и Ричардса к написанию поп-песен, он сосредоточился на создании новых звуковых текстур для альбомов группы. Он принимал решение какие песни других исполнителей взять на первые альбомы группы, так как своих песен у группы было совсем немного.

На всех инструментах, от ситар до саксофонов, возможно, он играл не идеально, но каждый из них привнес в песни интригующие новые текстуры и краски. Благодаря своему музыкальному таланту и жажде экспериментов Джонс кардинально изменил звучание пластинок Stones. После его ухода из группы (и вскоре после этого из нашего мира) Stones никогда больше не звучали так разносторонне. Вот 10 песен Брайана Джонса, которые я выбрал, чтобы показать его талант и его значение в группе:

  • Something happened to me yesterday

Инструменты Брайана : секция духовых инструментов
Альбом ‘Between the Buttons’ (1967)

В этой песне Брайан Джонс превратился в духовой оркестр из одного человека под веселую мелодию, которая завершала их альбом ‘Between the Buttons’. Он отвечает за саксофон (первый инструмент, на котором он когда-либо научился играть), трубу, тромбон и ту хриплую тубу, которая едва доходит до конца каждого припева. Предположительно, песня об ЛСД, что делает подход ум-па-па еще более странным. Если подумать, возможно, это помогает ей обрести какой-то смысл. "Вчера со мною что-то случилось..." (из текста песни Rolling Stones)

  • Dandelion

Инструмент Брайана: Гобой, саксофон, маракасы, клавесин (?)
Песня вышла как би-сайд (1967) и на некоторых сборниках.

Только в 1967 году одна из крупнейших рок-групп мира смогла решить сложнейший вопрос - что им нужно для следующей записи? - это соло на гобое. Естественно, это было сделано благодаря Джонсу, который также играл на саксофоне, маракасах и, возможно, клавесине в ‘Dandelion", который вошел в Топ-20 хитов в США (выше, чем ‘We Love You’, вошедший в Топ-50). Соло Джонса на гобое полностью соответствует искрометной, почти детской поп-песенке, у которой и название-то совсем как у детской считалочки - "Одуванчик" так переводится название песни. Крутые рокеры поют про одуванчик. Ха-ха. А бэк-вокал исполняют Джон Леннон и Пол Маккартни. Позже Джонс отплатил им тем же, сыграв (на чем же еще?), конечно, на гобое в песне "Битлз" - "Baby You're a Rich Man", хотя его имя не указано среди участников зкаписи.

  • Let's Spend The night Together

Инструмент Брайана: Орган
Альбом: ‘Between the Buttons" (американское издание, 1967)

Орган, на котором играет Джонс, едва ли можно назвать движущей инструментальной силой песни, но он раскрывается в ключевой момент. Как только замолкают остальные инструменты, вступает церковный орган Брайана, чтобы подчеркнуть, как Мик пытается искренне заявить о своей преданности своей избраннице (по крайней мере, на этот вечер). Затем он плывет вместе с остальной группой, паря на несколько дюймов над придуманными ритмами на протяжении всего звучания классической песни Стоунз.

  • I Am Waiting

Инструмент Брайана : Цимбалы
Альтбом: ‘Aftermath" (1966)

Когда вы представляете Stones тех времен, вы вспоминаете дерзкие заявления, брошенные в лицо противнику. “Она у меня под каблуком”. “Эй, ты, пошел прочь с моего облака!” Но с ‘I Am Waiting’, ну, это прямо сказано в названии: waiting -жду. Это нежная, меланхоличная песня, и Джонс придумал идеальный компонент в замысловатом ритме цимбал. Когда песня набирает обороты, кажется, что маленькие цимбалы останутся позади всех инструментов и их не услышат. Но нет, Брайан включается в гонку, чтобы не отставать, и добавляет фолковый гул, который привел Мика вы смятение.

  • No Expectations

Инструмент Брайана: Слайд-гитара
Альбом: ‘Банкет нищих’ (1968)

"Это был последний раз, когда я помню, чтобы Брайан действительно был полностью вовлечен в то, что действительно стоило делать", - вспоминал Джаггер в интервью "Rolling Stone" о записи "No Expectations".

Акустическая слайд-гитара Джонса абсолютно необходима для всего настроения песни. Слайд-гитара придает записи ощущение похмелья, как будто ты шатаешься, а все вокруг то появляется, то расплывается. Брайан, вероятно, слишком хорошо знал это чувство. Это будет не последняя запись Джонса в Stones (он записал два трека в 'Let it Bleed'), но его слайд-игра в 'No Expectations' станет его последним замечательным подарком Stones.

  • 2000 Light Years From Home

Инструмент Брайана: Меллотрон

Альбом : ‘Their Satanic Majesties Request’ (1967).

Самый успешный психоделический эксперимент The Stones ‘2000 Light Years from Home’ был бы намного менее странным и замечательным без меняющего настроение меллотрона Брайана. “Струны”, которые вы слышите, на самом деле - это просто Джонс на клавишном устройстве, придающее впечатление космическому путешествию эпический размах. Предположительно, Джонс играет на терменвоксе в этом треке. ‘2000 Light Years" - не единственное выступление Брайана на меллотроне. “Трубы” в ‘She's a Rainbow" также любезно предоставлены хитрыми пальцами Джонса.

  • Not Fade Away

Инструмент Брайана: Губная гармоника
Альбом ‘The Rolling Stones" (1964)

Брайан играет на губной гармошке на ряде ранних записей Stones (а также научил Джаггера дуть ... так сказать), но его работа над песней Бадди Холли для группы является вершиной раннего творчества. Поскольку перед всеми остальными стоит задача добиться успеха в этом ритме в стиле Диддли, губная гармошка Джонса становится ведущим инструментом. Не так часто она солирует в песнях рок-групп. Песня перекликается с каждой фразой Мика, поочередно пыхтя и взвизгивая с блюзовым задором.

  • Rube Tuesday

Инструмент: фортеписано, блокфлейта, вокал
Альбом : ‘Between the Buttons" (американское издание, 1967)

"Ruby Tuesday" - спорная песня Stones с точки зрения авторства. Ричардс говорит, что это полностью его творение, позже он "подключил" сюда и Марианну Фейтфулл, но другие (включая саму Марианну Фейтфулл) предположили, что Джонс участвовал в написании музыки или, возможно, вообще создал оригинальную мелодию. Безусловно, "Ruby Tuesday" выделяется практически среди всех других песен Stones конца 60-х своей нежной сладостью и парящей мелодией. Во многом это заслуга Брайана на заднем плане – он порхает и воркует, а затем завершает песню.

  • Paint It Black

Инструмент Брайана: Ситар
Альбом: ‘Aftermath" (американское издание, 1966)

Этот шедевр было бы немыслимо представить без ситара Брайана. Это дразнилка, которая приглашает нас подойти поближе и вслушаться в звук непонятного инструмента. Это дьявол, который озорно танцует вокруг ритма. Это пчела, которая не прекращая жалит вас, пока песня не растворится в полной темноте. Старое обвинение в том, что Stones сделали это на несколько месяцев позже Beatles (я о ситаре), в данном случае справедливо (Джордж Харрисон играл на ситаре в 'Norwegian Wood' в 65-м). Но никто в рок-н-ролле никогда не использовал ситар так хорошо, как Джонс в "Paint It, Black".

  • Under My Thumb

Инструмент Брайана : Маримба
Альбом: ‘Aftermath" (1966)

Почти полностью утратив интерес к гитаре (и экспериментируя со всеми разными инструментами), Джонс создал совершенно новую цветовую палитру для Stones. Возможно, нет более значительного вклада, чем исполнение маримбы в "Under My Thumb" – это, безусловно, самое интересное в этой записи. Все Stones в прекрасной форме – мстительный Мик, пушистый Билл, задумчивый Чарли и заводной Кит, – но именно маримба Брайана придает мелодии туманную прохладу.

==============

На этом я бы закончил скромный рассказ о влиянии Брайана Джонса на ранних Стоунз. Прослушал еще раз все примеры и сам удивился: а если действительно убрать его инструменты из этих записей, что останется? Не будем этого делать - Джонс доказал, что он был значимой частью группы.

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке