Найти в Дзене
Lace Wars

15 сумасбродных полководцев

1. Отец королевы Виктории, Эдвард, герцог Кентский (1767–1820), был известен своей жестокостью и тиранией, за что получил прозвище "Герцог-Хлыст". Его страсть к телесным наказаниям по малейшему поводу впервые проявилась во время командования Королевскими фузилерами в Гибралтаре. Он довел солдат до мятежа бесконечными избиениями, после чего приказал расстрелять двух зачинщиков и забить до смерти третьего. Поговаривали, что вид избиваемых мужчин вызывал у герцога сексуальное возбуждение, что приводило к непроизвольному мочеиспусканию. Когда слухи о мятеже достигли Англии, Эдварда тихо сместили с должности и отправили в Канаду. Герцог же воспринял это как новую возможность для еще более вопиющих наказаний: количество порки в его новом полку росло пропорционально его счетам за стирку.

2. Во время ожесточенных боев в Бейруте в 1983 году сирийский министр обороны, генерал Мустафа Тласс, приказал своим солдатам не атаковать итальянских миротворцев. Причиной тому была его давняя платоническая влюбленность в итальянскую актрису Джину Лоллобриджиду. "Делайте что хотите с американцами, британцами и прочими, – заявил генерал, – но я не хочу, чтобы на лице Джины Лоллобриджиды пролилась хоть одна слеза". Помимо Лоллобриджиды, Тласс признавался в своей слабости к Мадонне и Мэрилин Монро.

3. Британский морской офицер, адмирал сэр Алджернон Чарльз Фиеше Хениг, прозванный подчиненными "Помпо", был одержим своим внешним видом. Он носил замысловатую прическу с локонами и брал с собой в плавание 240 рубашек. Грязные рубашки отправлялись на стирку в Англию при первой же возможности – с любым кораблем, идущим в том направлении. Впрочем, по сравнению с другим британским офицером, командиром подводной лодки сэром Гербертом Шоувом, адмирала Хенига можно было назвать неприхотливым. Шоув всегда носил в карманах своей формы двух белых крыс.

4. Генерал армии Конфедерации Томас Дж. Джексон был известен под несколькими прозвищами, прежде чем заслужил имя "Каменная стена" в первой битве при Булл-Ран, где он сидел на коне "неподвижно, как каменная стена", под градом пуль. За свои странности Джексона также прозвали "Том Дурак". Генерал верил, что одна сторона его тела тяжелее другой, и всегда ходил с поднятой рукой, чтобы сохранять равновесие. Он также всегда стоял во время еды и часто засыпал с набитым ртом. В молодости, будучи младшим офицером, Джексон носил свою плотную армейскую шинель на протяжении всего жаркого лета, поскольку не получал приказа ее снять. Будучи строгим пресвитерианином, он получил прозвище "Дьякон Джексон". Своими религиозными убеждениями объяснялся и его отказ сражаться по воскресеньям. В разгар битвы при Механиксвилле в 1862 году Джексон провел воскресенье в одиночестве на близлежащем холме, молясь и отказываясь с кем-либо разговаривать, в то время как его солдаты несли тяжелые потери. Во время битвы при Чанселорсвилле Джексон был случайно ранен в руку своими же солдатами. Руку пришлось ампутировать, и через неделю он скончался от пневмонии.

5. Греческий генерал Хаджианестис, возглавлявший армию своей страны в войне с Турцией в 1921 году, многими считался сумасшедшим. В действительности же он, скорее всего, просто обладал развитым инстинктом самосохранения. Вместо того чтобы лично руководивать войсками, он предпочитал отлеживаться в постели, притворяясь мертвым. Другой его уловкой было утверждение, что он не может встать, поскольку его ноги сделаны из стекла и могут разбиться.

6. Сэр Уильям Эрскин: Генерал с хрупким рассудком. Сэр Уильям Эрскин, один из старших офицеров в армии герцога Веллингтона во время Пиренейской войны, был официально признан душевнобольным и дважды проходил лечение в психиатрической лечебнице. Узнав о его назначении, Веллингтон был ошеломлен и немедленно отправил письмо военному секретарю в Лондон с просьбой разъяснить ситуацию. Секретарь ответил: "Да, он временами немного не в себе, но в периоды просветления это на редкость умный малый. Надеюсь, во время кампании у него не случится приступа, хотя, должен признаться, садясь на корабль, он выглядел не вполне адекватным".

Во время одного из таких "затемнений" Эрскин отвечал за оборону стратегически важного моста. Сначала он отправил для его защиты всего пятерых солдат. Позже, после возражений другого офицера, Эрскин передумал и решил отправить целый полк, но положил приказ в карман и начисто о нем забыл.

Плохое психическое здоровье было не единственной проблемой Эрскина. У него было настолько слабое зрение, что перед каждой битвой ему приходилось просить кого-нибудь указать ему хотя бы общее направление поля боя. В конце концов, жизнь генерала трагически оборвалась: он покончил с собой, выпрыгнув из окна в Лиссабоне. Умирая на тротуаре, он спросил у прохожих: "И зачем, черт возьми, я это сделал?"

7. Фридрих Великий: Гений с железной волей и безразличием к жизням. Прусский король и военный гений Фридрих II, прозванный "Великим", был известен своим полным пренебрежением к потерям и человеческим жизням, включая свою собственную. В течение нескольких недель он выпивал до сорока чашек кофе в день, желая проверить, можно ли обходиться без сна. Его желудку потребовалось три года, чтобы оправиться от этого эксперимента.

Перед каждой битвой Фридрих вскрывал себе вену, чтобы успокоить нервы. На случай поражения у него всегда был припасен пузырек с ядом. От раненых солдат ожидалось, что они сами доберутся до госпиталей, как смогут. Им отказывали даже в пайке. Поскольку из пяти попавших в прусский военный госпиталь выживал только один, тысячи солдат дезертировали, не желая быть похороненными заживо, а сотни других кончали жизнь самоубийством.

Когда средства на ведение войны иссякли, Фридрих решил сэкономить на солдатской форме. Новая форма была настолько скудной, что ее даже невозможно было застегнуть, и многие солдаты замерзли насмерть.

Однажды король был удивлен, увидев одного из своих лучших солдат закованным в кандалы. На вопрос о причине ему ответили, что мужчину поймали за совокуплением с лошадью. "Дурак! - воскликнул Фридрих. - Не заковывайте его, а отправьте в пехоту!" После чего извинился перед солдатом за то, что лишил его лошади.

8. Генерал Юэлл: Эксцентричный герой Конфедерации. Генерал Ричард С. Юэлл, прозванный солдатами Конфедерации "Старая Лысая Голова", был храбрым, но не лишенным недостатков военачальником. Он служил под командованием генерала Джексона и в 1862 году был тяжело ранен во Второй битве при Булл-Ран. Юэлл вернулся в строй с деревянной ногой и недавно женившись на богатой вдове, которую неизменно называл "миссис Браун". В дальнейшем он избежал ранений, если не считать случая, когда пуля снайпера-янки угодила прямо в его деревянный протез.

Юэлл был невысокого роста, нервным и страдал ипохондрией. Он утверждал, что не может спать в обычном положении, и проводил ночи, свернувшись калачиком на походном стуле. Генерал был убежден, что страдает от загадочного внутреннего недуга, и питался почти исключительно фрументи - блюдом из вареной в молоке пшеницы, подслащенной сахаром.

У Юэлла также наблюдалось странное заблуждение: он считал себя птицей. Это проявлялось в том, что он часто наклонял голову набок, клевал еду и издавал чирикающие звуки. Дополнял картину его нос, действительно напоминавший птичий клюв.

9. Орде Чарльз Уингейт: Военный гений с эксцентричными привычками. Орде Чарльз Уингейт был блестящим, но неординарным военачальником времен Второй мировой войны. Три его военные кампании - в Палестине, Эфиопии и в качестве командира чиндитов - заставили Уинстона Черчилля назвать его "человеком-гением". Другие же считали его просто "абсолютно сумасшедшим".

Личные привычки Уингейта включали в себя несколько нетрадиционных теорий о поддержании здоровья. Он считал, что лучший способ оставаться в форме в тропиках - это съедать по полдюжины сырых луковиц в день, пить чай, процеженный через носки, и полностью избегать купания.

Еще больше окружающих смущала его привычка прогуливаться перед солдатами completamente голым. Он диктовал письма в обнаженном виде и проводил собеседования, лежа голым на кровати и расчесывая волосы на теле зубной щеткой. Уингейт произвел неизгладимое впечатление на будущего посла Израиля, прочитав ему часовую лекцию о сионизме, будучи абсолютно нагим. Завершал он свои беседы, как обычно, указывая на миниатюрный будильник, прикрепленный к его пальцу.

Жизнь Уингейта трагически оборвалась в возрасте сорока одного года в авиакатастрофе в Бирме. Из опознаваемых останков был найден только его фирменный огромный пробковый шлем.

10. Французский военный герой, маршал Мак-Магон, подавил левое восстание в Париже в 1871 году и впоследствии занимал пост президента Франции с 1873 по 1879 год. Однажды, посещая полевой госпиталь, он встретил солдата, страдающего тропической лихорадкой. "Неприятная у вас болезнь", - посочувствовал великий человек. "От неё либо умирают, либо сходят с ума. Знаю по собственному опыту".

11. У герцога Веллингтона при Ватерлоо были заботы поважнее, чем просто победа над Наполеоном. Его союзник, знаменитый прусский фельдмаршал Леберехт фон Блюхер, страдал от приступов старческой меланхолии, сопровождавшихся странными галлюцинациями. Однажды Блюхер доверительно сообщил Веллингтону, что беременен и скоро родит слона. Что ещё хуже, по его словам, изнасиловал его французский солдат.

12. Русский царь Павел I страдал парадоманией — нездоровой одержимостью военной атрибутикой. Вся русская армия, которой он командовал, была вынуждена носить устаревшую прусскую форму времен его кумира, Фридриха Великого, вплоть до мельчайших деталей — старомодных гетр и напудренных кос. Павел фанатично относился к униформе своих солдат, уделяя внимание каждой детали, в ущерб боевой эффективности. Он заставлял их носить мундиры настолько тесные, что те стесняли дыхание и делали сражение практически невозможным. Под мундирами солдаты носили тугие рубашки, чтобы держать спину прямо, а на головах — тяжёлые парики, укреплённые железными прутьями для придания им неподвижности. Чтобы солдаты идеально маршировали гусиным шагом, не сгибая ног, Павел приказывал привязывать к их коленям стальные пластины. В ночь перед парадом солдаты трудились до рассвета, натирая свои парики жиром и мелом. Все знали, что даже один волос не на месте мог означать арест, порку или ссылку.

13. Бригадный генерал Джон Николсон (1821–1857) был одним из самых храбрых военных героев Британской империи, прозванный "Героем Дели" после гибели при подавлении индийского восстания 1857 года. Николсон, которого один биограф описал как жестокого, подавленного гомосексуалиста с нездоровой привязанностью к матери, был также известен своим пугающим садизмом. Он использовал головы казнённых индийских мятежников в качестве пресс-папье и придумал тактику взрывания мятежников из пушек. Однажды Николсону сообщили, что полковой суп отравлен. Он решил проверить суп, заставив выпить его обезьяну. Когда та умерла, Николсон повесил поваров на ближайшем дереве. Позже тем же вечером Николсон вошёл в офицерскую столовую палатку в Джулландере и объявил собравшимся офицерам: "Прошу прощения, господа, что заставил вас ждать ужина. Я вешал ваших поваров".

14. Генерал граф Горацио Герберт Китченер, увековеченный в качестве образа на агитационных плакатах британской армии во время Первой мировой войны, наслаждался репутацией сурового человека Британской империи. Однажды он заявил, что в пылу битвы поймал пулю зубами. Сражаясь с бурами в Южной Африке в 1900 году, Китченер жаловался, что враг сражается нечестно. Буры постоянно находились в движении, используя укрытия, вместо того чтобы стоять на открытом месте под огнём британских винтовок и пулемётов. Когда Китченер не ловил пули зубами, он тратил время во время военных кампаний на переписку со своей кузиной Флоренс, обсуждая дизайн интерьера и ткани. Любимый адъютант Китченера, Освальд Фицджеральд, был предметом сплетен в офицерской среде. Они прожили вместе последние девять лет своей жизни и погибли вместе в июне 1916 года, когда их корабль, HMS Hampshire, подорвался на мине и затонул в Северном море по пути в Россию.

15. Британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, известный также как "Монтгомери Аламейнский", был известен своим высокомерием и амбициозностью. Его начальник штаба, сэр Алан Брук, заметил королю Георгу VI на одном из мероприятий в 1944 году, что проблема с "Монти" заключается в том, что "каждый раз, когда я встречаюсь с ним, мне кажется, что он метит на моё место". Король ответил: "А вам-то что беспокоиться? Когда я встречаюсь с ним, мне кажется, что он метит на моё". Странное поведение Монти на фронте часто ставило его многострадальных подчинённых в тупик. Однажды во Франции в 1944 году молодой офицер вернулся в строй после ранения. Монти вызвал его к себе и приказал раздеться. Озадаченный офицер подчинился. Монти некоторое время разглядывал его, а затем сказал: "Я хотел убедиться, что вы годны к службе. Можете идти". В 1967 году Монтгомери призвал Палату лордов отклонить законопроект о легализации гомосексуальных отношений, предупредив, что это будет "хартией содомии... Такое может быть терпимо для французов, но мы, слава Богу, британцы". В 1985 году была опубликована книга "Монти вблизи", сборник анекдотов людей, служивших под его началом во время Второй мировой войны. В профессиональных кругах её прозвали "Монти сзади".