Найти тему
Интересная фантастика

Большая подборка киберпанка: обзор двенадцати фантастических книг

Здравствуйте, уважаемые читатели. Большие подборки фантастики: «десять интересных книг… пятнадцать главных книг… топ-30… исчерпывающий список из ста…» и т.п. составляют обычный контент сайтов и блогов, посвященных фантастическому жанру. У таких материалов есть свои плюсы. Они известны: это, прежде всего, возможность донесения до читателей самых ярких и интересных фантастических произведений, определяющих тот или иной поджанр, направление, стиль (нужное подчеркнуть). Конечно, не последнее место в таких обзорах имеет выгода публикующего, завлекающего читателей более звучными названиями. В то же время, любой такой перечень имеет поверхностный, условный характер. Если, конечно, его автор не готовился к нему продолжительное время. Но так бывает далеко не всегда.

Мне не сильно интересен данный формат статей, но отдаю должное полезности больших обзоров. Да и, периодически, в комментариях призывают к более упорядоченному составлению подборок. В общем, попробую публиковать подборки, которые состоят из обзоров более десяти книг. Думаю, что чаще, чем раз в месяц, такие материалы появляться в ленте Интересной фантастики не будут.

Начну с одного из самых оригинальных направлений фантастики, с киберпанка. Неоднократно пишу про этот жанр. Делал общую обзорную статью про особенности киберпанковской фантастики. В этом же материале предлагаю заострить внимание на, собственно, «носителях» киберпанковской идеи. Включу в нее признанные и знаковые произведения, без которых любая такая компиляция не будет иметь смысла. Также, кажется целесообразным рассказать о фантастике, о которой авторы подобных подборок пишут не часто. Статья должна быть в меру оригинальной, чтобы не отнимать ваше время на очередной банальный список, мало отличающийся от имеющегося в сети.

Думается, что диспозицию нового цикла обзоров обрисовал более-менее четко и ясно. В следующих обзорах серии длинное вступление делать не буду.

Прежде чем представлять книги киберпанковской фантастики, нужно буквально пару слов сказать о самом жанре. Киберпанк возник в начале восьмидесятых годов прошлого века. Первым произведением, с которого принято отсчитывать начало киберпанковской фантастики, принято считать роман Уильяма Гибсона «Нейромант», опубликованный в 1984-ом году. Признаками киберпанка являются: антиутопическое будущее, развитие информационных, кибернетических систем, искусственного интеллекта, виртуальных сетей и т.п. Киберпанк отличает общественный регресс, засилье корпораций и других крупных акул капитализма, анархия низов, с высоким уровнем преступности, и т.п. В классическом киберпанке имеется в наличии герой – одиночка, с трудом переносящий антиутопические реалии, и бунтующий против них. Одним из самых важных особенностей этого поджанра является нуарный стиль, мрачноватая атмосфера ночных мегаполисов, неоновых огней, японские мотивы и т.п. Ну а если такое определение не сильно прояснит для вас, что же это за киберпанк, можно посмотреть старый добрый фильм «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, с Гаррисоном Фордом. Киберпанк имел свои корни в окружающей действительности. Это, так сказать, рефлексия заокеанских интеллигентов на экономический кризис, рост преступности, засилье японской моды и техники, отсутствие смыслов в семидесятые – начале восьмидесятых годов прошлого века. Классический киберпанк не возник сам по себе. Его авторы черпали вдохновение в более ранней фантастике. Вот с нее и начнем.

Друзья, раз вступление первого обзора новой серии выходит таким длинным, не буду сильно расписывать аннотации книг. В следующей большой подборке сосредоточусь на конкретной фантастик. В данном случае, сам поджанр таков, что нельзя не сказать пару слов об его основных особенностях.

1. Альфред Бестер «Тигр! Тигр!» (1956)

Во времена, когда классическая научная фантастика была в зените популярности, человечество ждало скорейшего освоения космоса, а об антиутопическом будущем никто и слышать не хотел, американский фантаст Альфред Бестер публикует роман «Тигр! Тигр!», в будущем которого происходит слом социальных устоев (вследствие появления технологий телепортации – джантирования), противостояние всех против всех, включая крупные космические корпорации, и большое влияние на события разного рода одиозных личностей и авантюристов. На что это похоже? Да на киберпанковские миры Гибсона, Стерлинга, Суэнвика и др., появившиеся через несколько десятилетий. Даже герой – бунтарь имеется. Да еще какой! Гулли Фойл, выживший в катастрофе космического грузовика «Номад», был брошен проходящим космолетом «Ворга». Фойл выжил в искореженном «Номаде», в условиях нехватки воздуха, воды и еды, и в полном одиночестве. Выжил, чтобы отомстить экипажу «Ворги» и тем, кто уничтожил «Номад». Колоритный герой, который, пожалуй, может дать фору киберпанковским персонажам.

2. Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968)

Роман, по мотивам которого снят «Бегущий по лезвию», являющийся, наряду с романом Гибсона «Нейромант» и анимационной мангой «Акира», столпом поджанра киберпанк. Книга – предтеча. База для авторов классического киберпанка. По сюжету, в будущем, люди основали колонии за пределами родной планеты, но сама Земля представляет собой невеселое место, с загубленной экологией. В развалинах Сан-Франциско, охотник за головами Рик Декарт охотится на беглых андроидов.

3. Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки» (1982)

Динамичный и остросюжетный технотриллер Желязны и Саберхагена, сюжетно связан с такими понятиями как: виртуальное пространство, компьютерные сети и др. Причем, это сейчас виртуальный мир достаточно обыденное явление, как в реальности, так и в фантастическом жанре. Тогда, в начале восьмидесятых, Роджер Желязны и Фред Саберхаген действовали на непроторенном пути.

Нужно подчеркнуть, что фантасты, работавшие в направлении Новой Волны (Желязны) и классической фантастики (Саберхаген), пришли к сюжетам, связанным с виртуалом, параллельно с творцами киберпанка. Информационное пространство и технологии, с ними связанные, прочно входили в обиход.

По сюжету, главный герой начинает подозревать, что его память фальшива. В сознание начинают пробиваться иные воспоминания. С этого начинается стремительный сюжет.

4. Уильям Гибсон «Нейромант» (1984)

Перехожу к классическому киберпанку. Следующие несколько книг списка включаются во все перечни киберпанковской фантастики. По-другому никак: ибо это классика, канон и база.

Хакер Кейс, обитающий в каменных джунглях мегаполиса будущего Токио-Иокагама отлучен от виртуального пространства, что для него означает потерю смысла жизни. Это произошло из-за того, что местные гангстеры вкалывают ему токсин, блокирующий нервную систему в момент входа в виртуал. Так они наказали Кейса за своеволие. Некий Армитидж вытаскивает хакера из трущоб огромного города, излечивает от всяких пагубных зависимостей и обещает избавить от последствий действия токсина, если Кейс станет работать на него. Так завертелась цепь событий, приведшая Кейса и его компаньонов к столкновению с искусственным разумом «Нейромант». Виртуальная реальность, киберпространство, ИскИны, якудзы, хищные капиталисты и т.п. – прилагаются.

Не всегда упоминается, что роман «Нейромант» стал первой частью трилогии автора «Муравейник» (в нее также входят романы: «Граф Ноль» (1986) и «Мона Лиза Овердрайв» (1988)). Также, роман связан с несколькими более ранними рассказами авторами («Джонни Мнемоник», «Осколки голограммной розы» и др.), персонажи которых пересекаются с сюжетом «Нейроманта», или сюжетные ходы проявляются в нем.

Арт на тему "Нейроманта". Источник изображения: https://papik.pro/izobr/iluystracii/9372-nejromant-illjustracii-45-foto.html
Арт на тему "Нейроманта". Источник изображения: https://papik.pro/izobr/iluystracii/9372-nejromant-illjustracii-45-foto.html

5. Брюс Стерлинг «Схизматрица» (1985)

Если «Нейромант» Гибсона – это база киберпанка. Его альфа и основание, заложившее основы, то «Схизматрицу» Брюса Стерлинга называют «библией» киберпанка.

Итак, в будущем "Схизматрицы" человечество вышло за пределы родной планеты. Земля практически заброшена. Там больше нет ресурсов для поддержания технической цивилизации. Эта самая цивилизация сохранилась в сети орбитальных станций (на орбитах Земли, Луны, других планет и спутников), баз на астероидах, спутниках газовых гигантов и др. Каждая такая база, или орбитальная станция, представляет собой обособленный мирок с уникальной культурой, социумом, способом сохранения и добычи ресурсов и т.п. Десятки и сотни баз и станций составляют собой схизматрицу – матричную культуру замкнутых сообществ.

Кроме того, что миры схизматрицы по-своему уникальны, превалируют два способа технологического развития, влияющих на уклад людей (общество, социум, экономику, политику, философию и т.д. и т.п.). Приверженцев этих способов называют шейперами и механистами. В основе шейперского пути лежит использование биотехнологий, генной инженерии, развития ментальных способностей и т.п. Механисты же используют технические инструменты и модели (автоматизация, робототехника, киборгизация и т.п.).

По сюжету, молодой аристократ одной из космических баз примыкает к течению радикальных шейперов. Элита поселения наказывает его тем, что отправляет посланником по орбитальным станциям и базам схизматрицы. Читателю предстоит путешествие по удивительным мирам космического киберпанка, вместе с Абеляром Линдсеем – дипломатом, и со временем, непревзойденным интриганом.

Роман «Схизматрица» входит в цикл автора «Шейперы и механисты», в который также включены более ранние рассказы.

6. Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы» (1987)

Еще одну вселенную киберпанковского космоса представил Майкл Суэнвик в романе «Вакуумные цветы». Здесь, Солнечная система представляет собой удивительный конгломерат всего и вся. Могучие корпорации и прочие алчные акулы бизнеса соседствуют со странным, коллективным разумом Земли и социалистическим Народным Марсом. Программирование, генетика, технологии перезаписи и сохранения памяти и личности применяется тут с широким размахом. И всем крупным игрокам вдруг что-то понадобилось от Ребел Мадларк, чья искусственная личность составлена из элементов сознания других людей.

7. Уолтер Уильямс «Огненный нерв» (1986)

В мире киберпанкового будущего от американского фантаста Уолтера Йона Уильямса, Земля представляет собой печальное зрелище. В деградировавших городах орудуют маргиналы, преступники и контрабандисты. Элита же переселилась в космические станции на орбите Земли. Сюжет книги предельно динамичен. Лихой герой – бывший военный пилот противостоит местным ренегатам и алчным корпорантам с орбиты. Компьютерные сети, виртуальное пространство и прочие киберпанковские «примочки» прилагаются.

Книга имеет продолжение – опубликованный в следующем году, роман «Зов смерча»

8. Джордж Аллек Эффинджер «Когда под ногами бездна» (1987)

Нуарный роман Д. Эффинджера «Когда под ногами бездна» открывает серию автора «Марид Одран». Мир будущего раздроблен на множество стран, локаций, агломераций и т.п. Главный герой книги является типичным киберпанковским героем, не принимающим правила современного ему общества. Так, Марид Орбан не пользуется, так называемыми, модульными и обучающими программами, вживляемыми в мозг и изменяющими личность человека. Ну а предстоит брутальному герою киберпанка расследование убийств, совершающихся в пригороде арабского города будущего. Так что, кроме нуарного и киберпанковского гротеска и сюжетной линии крутого детектива, читателя ждет еще и причудливая атмосфера арабского Востока.

9. Нил Стивенсон «Лавина» (1992)

Роман Нила Стивенсона «Лавина» открывает посткиберпанковскую часть подборки. Все течет и изменяется в этой жизни. Причины, побудившие творцов киберпанка изобрести поджанр мрачноватой антиутопии городов и виртуальных пространств исчезли, но сама мода и стиль направления остались востребованы. Киберпанк зажил своей жизнью. Бунтарь, не принимающий мир вокруг него, оказался заменен на героя, считающего такую действительность естественной средой обитания. Так сказать, плоти о плоти киберпанка.

Так, в «Лавине» разносчик пиццы из реала, в виртуальной вселенной становится Хиро Протагонистом – крутым хакером, спасающих виртуальный мир и реальное пространство от смертельно опасного вещества. Автор соблюдает все каноны классического киберпанка: алчные капиталисты, преступники и прочие такие субъекты имеют место быть.

Роман «Лавина» открывает серию автора «Историю будущего». Ну и требует, конечно, отдельного обзора, а то и не одного. Творчество Нила Стивенсона – отдельная галактика во вселенной фантастики. Просто рамки данного обзора не позволяют более подробно поговорить о посткиберпанке автора.

10. Ричард Морган «Видоизменный углерод» (2002)

Роман «Видоизменный углерод» является первой частью трилогии Р. Моргана «Такеси Ковач». По сюжету, в мире будущего, где технологии позволяют записывать сознание и внедрять его в тело клонов, бал правят деньги. Имея финансовые ресурсы, можно бесконечно продлять себе жизнь в каком угодно носителе. Сознание одного из Посланников – элитных межзвёздных воинов, записано в клон (стэк) полицейского Элиаса Райкера. Он должен выяснить, что же случилось с мафом (богатеем, имеющим возможность бессмертного существования) Лоуренсом Бэнкрофтом, потерявшим носитель и несколько дней памяти. Ковач приступает к жёсткому расследованию.

Книга не только, сама по себе, необычна и наполнена разными оригинальными допущениями. Она является примером дальнейшей эволюции киберпанковского жанра. Сюжет не зацикливается на клише и штампах прошлого. Есть также экранизация книги Моргана – одноименный сериал 2018-2020 гг. (два сезона). Снято достаточно атмосферно. Расхождения с литературным первоисточником тоже есть.

Арт на тему сериала "Видоизменный углерод". Источник изображения: https://dzen.ru/a/Yr05OShvyUkYVMOL
Арт на тему сериала "Видоизменный углерод". Источник изображения: https://dzen.ru/a/Yr05OShvyUkYVMOL

11. Уильям Гибсон «Периферийные устройства» (2014)

Роман основоположника фантастики киберпанка тоже раздвигает горизонты жанра. Здесь, мы имеем дело не просто с антиутопическим будущим и элементами виртуального пространства, но и фантастическими допущениями, связанными с хронофантастикой, альтернативно-исторической фантастикой, параллельными мирами и измерениями и другими элементами научной фантастики. Все это делает идею романа достаточно нетривиальной. Однако, исполнение идеи весьма необычно. Неспешный тягучий текст книги воспринимается достаточно тяжело. Приходиться делать над собой усилие. Постепенно вживаешься в мир «устройств», поразительную картину будущего от Гибсона, ну и в сами приключения героев, развязку сюжета и т.п. Охарактеризовать книгу мне до сих пор сложно. Потому, прочитав роман пару лет назад, не включаю его в традиционные обзоры двух-трех книг, с детальным изложением своего видения (не складывается пока пазл). Большой обзор "Периферийного устройства" у меня пока впереди, а в рамках большой подборки киберпанка, могу сообщить, что интрига складывается вокруг заказа, полученного хакером Бертоном Фишером. Он должен протестировать одну онлайн-программу, связанную с индустрией развлечений. Бертон просит начать работать над заказом свою сестру. Флинн Фишер берется «перекрыть» брата и.. вляпывается в грандиозную историю с пришельцами из…

Кстати, роман не только имеет продолжение (роман «Агент влияния» (2020)), но и экранизирован в виде сериала. Роль Флинн Фишер исполнила там Хлоя Морец, а сюжет более динамичен, чем в литературном первоисточнике. По крайней мере, вникать там не так сложно, как в книгу Гибсона.

Флинн Фишер (Хлоя Морец), сериал "Периферийные устройства" (2022). Источник: https://www.kinoafisha.info/news/hloya-greys-morec-otpravlyaetsya-v-london-buduschego-v-treylere-seriala-periferiynye-ustroystva/
Флинн Фишер (Хлоя Морец), сериал "Периферийные устройства" (2022). Источник: https://www.kinoafisha.info/news/hloya-greys-morec-otpravlyaetsya-v-london-buduschego-v-treylere-seriala-periferiynye-ustroystva/

12. Чень Цюфань» «Мусорный прибой» (2013)

На закуску решил добавить что-то такое, совсем оригинальное. Китайский киберпанк (вернее посткиберпанк) – вещь достаточно необычная, для большинства любителей фантастики. Автор романа "Мусорный прибой" строит сюжет, как на устоявшихся элементах жанра (банды, корпорации, хакеры), так и на экологической повестке. К этому следует добавить восточный колорит. Ну и… американский капиталист прилагается. Куда ж без него.

По сюжету книги, наемная работница Мими, простая девушка, разбирающая технологический мусор на Кремниевом острове, оказывается в центре лихой интриги и интересов правительств, иностранных шпионов, акул бизнеса, преступников и прочей такой публики.

Друзья, хотел еще включить в подборку обзоры трех киберпанковских романов наших авторов, написанных в конце девяностых – начале нулевых, когда киберпанковские устои были если не аутентичны с настроем создателей жанра в восьмидесятые, то крайне созвучны (думается, про анархию и регресс, применительно к девяностым, много говорить не нужно). Также, думал рассказать о нескольких произведениях русской фантастики, написанных в последние несколько лет, где присутствуют киберпанковские черты. Но объем статьи и так солиден, по меркам обычного обзора, принятого на нашей платформе. Ну что же?! Следующая статья будет полностью посвящена русскому киберпанку. Прошу считать ее продолжением этой.

На этом на сегодня все. Тем, кто дочитал до финала, мое почтение. Как говорится, спасибо за внимание и… читайте фантастику.

Справочная информация: ссылки на все опубликованные материалы Интересной фантастики публикуются также в моем тг-канале https://t.me/infantastika