Мерс Каннингем. Гладкий, потому что неровный

Есть хореографы, которых нельзя отнести ни к одному течению. Например, у шведского хореографа Матс Эка всегда оставался свой собственный стиль, как и у советского и российского балетмейстера Бориса Эйфмана. Они были как бы сами по себе, в стороне от остальных. Мерс Каннингем, создавая телесный язык, тоже ориентировался в первую очередь на себя, что сейчас позволяет выделять его на фоне других хореографов XX века.

Есть хореографы, которых нельзя отнести ни к одному течению.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Мерс Каннингем (1919-2009)

Каннингем — самая культовая персона современного американского танца. Он был одаренным танцовщиком, владел фантастическим прыжком. В самом начале пути начал сотрудничать с композитором Джоном Кейджем и художником Робертом Раушенбергом. Сначала у них не было денег для реализации своих замыслов, они собирали артистов в зале и активно работали над спектаклями, тратили на это уйму времени, хотя понимали, что выйдут на сцену только один раз. Спектакли не окупались, Раушенберг даже собирал деньги со своих выставок и отдавал Кейджу, который не только писал музыку, но отвечал за счета и административную работу.

Есть хореографы, которых нельзя отнести ни к одному течению.-2

Он создал собственные правила движения, которые можно описать следующим образом:

1) Движение самодостаточно.

Каннингем не уставал повторять, что «когда танец становится неловким, он становится интересным» и не обязан интерпретировать какую-то историю.

2) Персонаж или история могут отсутствовать.

У него в труппе все были равны и являлись одновременно и солистами и кордебалетом, что позволяло создавать демократичный танец.

3) Обязательное условие - использование любого пространства.

Каннингем не любил ситуации, в которых деньги решали, насколько хорошо тот или иной зритель будет видеть его работу, поэтому часто выступал в музее, в лофте или парке.

4) У танца нет приоритета.

Танец не является самым важным видом искусства в спектакле. На равных с ним позициях находится сценография, костюмы, освещение и музыка.

Есть хореографы, которых нельзя отнести ни к одному течению.-3

У Каннингема в этом отношении существует следующая история. Художнику по костюмам он давал задачу к определенному числу сшить нужное количество костюмов по снятым с артистов меркам. Художник это записывал и уходил работать, а возвращался только в день выступления. Получалось, что артисты впервые надевали костюмы в день премьеры. Если Каннингему что-то в них не нравилось, то он на месте что-то менял с помощью ножниц.

В музыке обстояла такая же ситуация: композитор получал задание в один день, уходил придумывать и приходил в день выступления. Понимая, насколько балетные артисты привязаны к ритму и запоминанию хореографии под музыку, он специально не давал им такого шанса, не позволял привязывать настроение движения к характеру музыкальной композиции и приучал мозг работать не шаблонно.

5) Event.

Каннингем стремился адаптировать свою работу под пространство, которое ему предлагали, поэтому называл работы «Event#1», «Event#2» и так далее.

6) Использование компьютерных технологий LifeForms/DanceForms;

Каннингем разработал целую программу для танцовщиков. Ее плюс был в том, что компьютерные люди могли исполнить все, что угодно: у них не болело колено или ахилл, перед ними можно было ставить недосягаемые цели, которые были невыполнимы для реальных танцовщиков. С другой стороны - это было хорошим способом запомнить то, что ты сочинил, то есть подходящим способом нотации. Хотя после Каннингема так хореографию мало кто создавал.

Режиссер Алла Ковган в 2019 году сняла документальный фильм «Каннингем», в котором ей удалось не только воссоздать портрет одного из главных хореографов XX века, но и рассказать о жизни нью-йоркской богемы того времени. Ковган удалось пробраться внутрь хореографии Каннингема и счистить с нее потускневшие слои старой краски. Получилось очень зрелищно. Убедиться в этом можно по ссылке:

Есть хореографы, которых нельзя отнести ни к одному течению.-4

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊