Найти тему

Мой опыт продаж развивающих пособий через маркетплейсы

Оглавление

Как установить цены на свой товар, если ты самозанятый, только выходишь на рынок и больше выступал в роли покупателя, чем продавца?

Можно, конечно, так...

Как-то раз мы с супругом купили на юге с рук инжир. Сделка происходила в спешке, под жарким полуденным солнцем и под возмущение ребёнка, который устал и хочет спать. Продавец озвучила цену за килограмм и вручила нам пакетик. Только отойдя несколько метров от продавца, мы осознали, что товар она даже не взвесила... Так, "на глазок" положила. Возвращаться не стали, понадеялись, что примерно правильно окажется... Дома взвесили... оказалось около 850 грамм.

-2

Честно скажу, инжир был потрясающе вкусный и аналогов у соседей-продавцов практически не было. Но все равно осталось некоторое недоумение по поводу относительности ценообразования... Глобально это не испортило настроения, но...

Но хочется большей чёткости

Самозанятый - это директор, бухгалтер, исполнитель, маркетолог и т.д. в одном лице. Он сам решает, как продавать товар, устанавливать цены и вести учёт. Главное, вовремя платить налоги и соблюдать другие условия этого налогового режима.

Из чего складывается цена на развивающее пособие?

1. Затраты на изготовление самого пособия

В самом начале, когда у меня был готов всего один альбом и пара дидактических листов со съёмными изображениями, цену я установила достаточно приблизительно (исходя из "анализа рынка" и своей внутренней оценки). Но вскоре поняла, что такой метод подходит только для единичных продаж. Если товара становится больше, без точности не обойтись. Так и самому проще, и покупателю понятнее (если бы я не засомневалась, что инжира не килограмм, то не стала бы взвешивать его дома на весах).

На помощь пришло моё, уже подзабытое, но все ещё присутствующее в каких-то файлах памяти и выручающее иногда, экономическое образование, а также супруг, мастерски владеющий программой Excel.

-3

Вместе мы составили подробную таблицу, в которую включили основные затраты: бумагу, плёнку для ламинирования разной толщины, липучки разных размеров, краски, работу принтера, брошюровщика и др.

Для каждого пособия предусмотрена отдельная страница с таблицей, в которой проставлено соответствующее количество материалов.

В принципе, такую таблицу вполне может сделать и посредственный пользователь Excel. Просто она будет более объемной, в каких-то моментах менее удобной, но функции свои тем не менее выполнять будет.

2. Комиссии маркетплейсов и налоги

В том же файле, помимо таблицы затрат на изготовление товара, есть и другая таблица, с расчётом комиссий тех маркетплейсов, на которых товар продаётся и суммы налога, который нужно заплатить при режиме самозанятости.

Развивающее пособие тоже нужно взвешивать на весах! Это необходимо для расчёта платы за доставку до покупателя. Существуют и другие комиссии (транспортных компаний и маркетплейсов), которые приходится добавлять к стоимости товара. У каждой площадки-посредника они свои.

В итоге программа сама считает стоимость каждого товара и выдаёт результат (свой для каждого маркетплейса).

Немного о цене которую видит покупатель

1. Какой нервный продавец))

В качестве продавца я стала выступать относительно недавно. Долгое время привыкла быть только "с той стороны". Как покупатель, я иногда видела на некоторых макркетплейсах, что цены на товары могут меняться буквально несколько раз в день. Иногда в полночь. И всерьёз представляла себе, что продавец, прокручивая в голове всевозможные стратегии ценообразования, возможно, обладая слишком большим количеством свободного времени, или перестроив свой режим дня с "жаворонка" на "сову", несколько раз в сутки, изменяет цены своего товара, чтобы найти ту самую оптимальную точку пересечения кривых спроса и предложения.

Продавец не дремлет!...))
Продавец не дремлет!...))

Не могу полностью исключить вероятность, что такие продавцы действительно есть, но, скорее всего, большинство все таки устанавливает определенную цену один раз на продолжительный период и идёт заниматься другими делами.

Цены меняет сам маркетплейс.

2. Скидка маркетплейса

"Рулетка" с изменением цен может быть выгодна как для покупателя, так и для продавца. Продавец не беззащитен. Он сам определяет, на что согласен, а на что нет, до каких пределов он готов снижать цену. А иногда маркетплейс делает скидку за свой счёт. По своему усмотрению снижает цену на товар, а разницу возмещает продавцу. Тут выигрывают обе стороны сделки: покупатель покупает товар дешевле, а продавец получает ту цену, которую установил изначально.

Таким образом, покупателям есть смысл мониторить понравившийся товар. Но, если так получилось, что сегодня вы купили товар за одну цену, а завтра он стал стоить дешевле, не сердитесь на продавца (сердитесь на маркетплейс), так как продавец может даже ни о чем не догадываться...

3. Распродажи и акции

Всегда несколько подозрительно относилась к таким мероприятиям. Всем известен этот приём... Условная футболка стоила 200р. Поставим цену 400р, перечеркнем и напишем 50% скидка.

Отчасти это так. Но лишь отчасти. У маркетплейсов есть своя защита от таких действий продавцов.

Во-первых, налоги и комиссии продавцу придётся платить с той, не перечеркнутой суммы.

Во-вторых, поднял продавец цену своего товара на 10%, чтобы поучаствовать в 10%-ной акции, а интеллект маркетплейса красным по белому пишет что-то вроде: "Снизьте, пожалуйста, цену товара на 20% и тогда сможете принять в акции участие". То есть те же 10% продавец должен скинуть так или иначе.

В-третьих, маркетплейс считает скидку, исходя из средней цены, за которую у продавца был выставлен товар в прошлом месяце. Если товар участвовал в акции и продавался по сниженной цене, то в следующем месяце продавцу придётся снизить эту цену ещё больше.

Маркетплейс "играет" на стороне покупателей.

4. "Хочу скидку"

-5

Есть такая кнопочка на озоне. Покупатель нажимает ее, продавцу приходит сообщение о заявке на скидку от покупателя. Продавец на нее реагирует в течение установленного времени. Или не реагирует. Думаю, если сумма скидки в запросе адекватная, маловероятно, что продавец откажет в небольшом дисконте покупателю. А что дальше?

Скидка одобрена продавцом, но на этом, как правило, всё заканчивается. У меня было около 50 таких заявок, но продаж с одобренной скидкой только две.

Не могла понять, почему? Попробовала нажать эту кнопку сама. Выяснила!

Как только покупатель нажимает кнопку, запрос на скидку отправляется продавцу автоматически. В тот же момент, даже если покупатель не имел "серьезных намерений", а просто решил попробовать, что будет, если нажать... Естественное человеческое любопытство. Тут бы еще одну кнопочку сделать... что-то вроде: "Вы действительно хотите отправить запрос продавцу (укажите желаемую скидку)". Но такой кнопки нет. Вместо неё у покупателя появляется опция отрегулировать размер скидки и количество товара. Вот так это выглядит:

Тренировалась запрашивать скидку у себя самой, чтобы не отвлекать от дел других продавцов ))
Тренировалась запрашивать скидку у себя самой, чтобы не отвлекать от дел других продавцов ))

На всякий случай, поделюсь, что при заказе альбома или нескольких дидактических листов всегда стараюсь положить покупателю маленький подарочек или дать небольшую скидку, если о ней просят :-)

В завершение

Покупателей, продавцов, маркетплейсов, организационных форм занятости довольно много. Я поделилась только своим опытом продажи развивающих детских пособий, которые изготавливаю самостоятельно, с использованием авторских иллюстраций художника. И еще некоторыми тонкостями продаж, которые, возможно, будут интересны тем, кто выступает только в роли покупателя. Надеюсь, эта информация будет чем-то полезной для покупателей и начинающих самозанятых продавцов!)