Недавно я летел из Казани в Москву рейсом Nordwind, и в салоне Boeing 737 прозвучал женский голос “Здравствуйте, вас приветствует капитан воздушного судна Евгения Киреева”. Странно, но даже в XXI веке среди лётчиков женщины встречаются довольно редко. Некоторые пассажиры все ещё пугаются “Что, женщина за штурвалом? Как же мы полетим?”
Да что уж там, помните, еще совсем недавно девушек за рулем автомобиля воспринимали как экзотику? А тут целый самолет! Но, к счастью, ситуация меняется, и сейчас женщины-водители уже никого не удивляют, хотя есть еще некоторые регионы, где на женщин за рулем смотрят с опаской.
Кстати, помните, я уже публиковал у себя в канале материал про первую в России женскую пилотажную команду “Барсы”? Летчица Лена Диколенко тогда прокатила нас на Як-18Т. Видео называется “Отважная девушка за штурвалом самолета”. Посмотрите, если не видели, ссылочку оставлю в комментарии.
Но много ли женщин в наши дни управляет самолетами? Я изучил информацию, и хочу поделиться с вами, дорогие читатели.
Где летает больше девушек?
В авиации женщины в меньшинстве. В мире около 5% пилотов женщины, а в России этот процент намного меньше. На первом месте по числу авиаторш Индия, здесь дамы занимают 13%. Для сравнения, в Великобритании 4,77%, а в США 4,36%, хотя у отдельных авиакомпаний процент выше, например в американской Hawaiian Airlines 9,6% женщин управляют самолетами. В России пока всего 2%. Самый высокий процент летчиц среди российских авиакомпаний в “Аэрофлоте”, примерно 2,6%, это примерно 60 девушек (в разных источниках указывают от 58 до 62), и в мировом рейтинге авиакомпаний по числу женщин-пилотов “Аэрофлот” находится рядом с Qatar и Emirates.
Один из лидеров по количеству девушек за штурвалом — небольшая региональная компания из Австралии QantasLink (дочерняя компания Qantas), у них 11,6% пилотов женщины. Может быть, это из-за того, что у них самолетики розовенькие, не знаю…
Женщины в истории авиации
Давайте посмотрим, какова была роль женщин в авиации раньше. Понятно, что сто лет назад женщин пилотов было еще меньше, но они были начиная с первых лет развития авиации. Напомню, что первый самолет братья Райт построили в 1903 году.
Раймонда де Ларош первая женщина, получившая лицензию пилота, было это в 1910 году. Причем свой первый полёт она совершила за год до этого. По легенде, авиатор Шарль Вуазен разрешил ей проехать на своем аэроплане по земле, но она ослушалась, и пролетела несколько сотен метров. Судя по всему, дама она была рисковая, и не раз попадала в передряги. Так, вскоре после получения лицензии, она попала в первую аварию: ее самолет задел дерево, и совершил жесткую посадку. Тут скептики начнут потирать руки “Ну, конечно, дома надо сидеть, а не самолетом управлять”. Но Раймонда утрет им нос: несколько лет спустя, в 1919, она поставила женский рекорд на высоту и дальность полёта. К сожалению месяц спустя, она погибла во время полета на аэродроме Кротуа, находясь на месте пассажира. Ей было 36 лет.
Первая русская дипломированная летчица — Лидия Виссарионовна Зверева. Кстати, слов "лётчик" и "лётчица" тогда еще не было (привычного нам "лётчика" придумал поэт Велимир Хлебников в 1915 году), и женщин-пилотов называли "авиатрисами". Родилась Лидия в семье генерала, окончила Мариинское женское училище. В 1910 году поступила в Гатчинскую авиашколу «Гамаюн», и получила диплом пилота-авиатора в ноябре 1911 года. В авиашколе она познакомилась с будущим своим мужем, и в 1913 году они открыли в Риге лётную школу и мастерские по постройке и ремонту самолетов. С началом Первой мировой производство переместилось в Петроград. А Лидия Виссарионовна скончалась в 1916 году от тифа.
Имя еще одной авиаторши хорошо знакомо многим туристам: это первая турецкая авиаторша Сабиха Гёкчен, в честь которой назван один из аэропортов Стамбула. В 12 лет ее удочерил Кемаль Ататюрк. В 1936 году поступила в Академию Воздушных сил, и стала первой турецкой военной летчицей, штурман-бомбардиром. Гёкчен летала на 22 разных типов самолётов, и имела налет более 8000 часов. Надо отметить, что ее часто ее считают первой военной летчицей в мире, но это неверно. Например, в Российской империи была княгиня Евгения Михайловна Шаховская, получившая лицензию пилота в 1912 году все в той же авиашколе «Гамаюн» (четвертая женщина пилот в России), за год до рождения Сабихи — дама весьма интересной судьбы.
Рассказ о женщинах-пилотах не может обойтись без легендарной Амелии Эрхарт. Эта выдающаяся летчица стала первой женщиной, совершившей одиночный трансатлантический перелет. До нее единственным, кто сделал это в одиночку, был Чарльз Линдберг в 1927 году, его полет из Нью-Йорка в Париж длился 33 часа.
Амелия пересекла Атлантику за 15 с половиной часов на «Локхид-Вега» в 1932. До нее рекорд Линдберга безуспешно пытались повторить более десятка пилотов, что стало для них последним полётом. Позже у Амелии были и многие другие рекорды. В 1937 году она отправилась в кругосветный полет на лёгком самолете Lockheed Model 10 Electra. В последний раз ее видели в районе острова Хауленд в Тихом океане. Обломки Lockheed были найдены в океане только в 2024 году.
Авиация развивалась на протяжении XX века стремительно, и полёты перестали быть уделом авантюристов. Появилась целая индустрия пассажироперевозок, и сейчас самолёт для нас стал привычным транспортом. А женщина за штурвалом воздушного судна теперь находится гораздо чаще, чем век назад.
Евгения, пилот гражданской авиации
Мне удалось пообщаться с пилотом Nordwind Евгенией Киреевой. Той самой летчицей, с упоминания которой я начал этот рассказ. Она любезно согласилась ответить на несколько моих вопросов.
Евгения, расскажите, пожалуйста, что привело вас в авиацию?
— У меня это была мечта детства, хотя в авиации был только дедушка, который погиб до моего осознанного решения стать пилотом, поэтому можно сказать, что влияния на мечту не оказал.
А трудно выучиться на пилота? Нужны какие то особые качества, суперспособности? Или как в автошколе, выучил билеты, сдал экзамен, и летай?
— Быть пилотом - это нечто большее, чем просто выучил и сдал. В небе нет обочины, где можно остановиться и подумать, успокоиться, спросить друга. Без сомнений, профессия вносит свои требования как к психологической устойчивости, адекватной реакции на раздражители, так и к гибкости ума и принятии нестандартных решений. Суперспособностями это сложно назвать, но незаурядные характеристики личности должны быть.
Как пассажиры относятся к тому, что воздушным судном управляет девушка? Я например сталкивался с тем, что на автосервисе клиенты иногда пугаются, узнав, что механик - девушка. Силен еще стереотип о "мужских" профессиях. Много ли пилотов-девушек сейчас на авиалиниях России?
— Уже спокойнее, конечно же, но все равно есть "староверы", которые считают женщин "не способными ни на что". Безусловно, нельзя сказать, что любая девушка сядет, и полетит, но тоже самое я бы сказала и про юношей! После окончания училища я почти 6 лет работала пилотом-инструктором в Сасовском Летном Училище, и с уверенностью могу сказать, что как и среди девушек есть просто "пилоты от Бога", так и среди юношей есть "не дай Бог встретиться с ними в одном небе". Но сейчас уже девушек в авиации много, и с каждым годом всё больше и больше.
Можете рассказать какую-то необычную историю из вашей лётной практики?
— В целом, в каждом полёте есть что-то необычное... Даже не знаю, что рассказать без длительного вступления-предыстории. Самое необычное, это виды из кабины... Северные сияния зимой, звездопады осенью, млечный путь (ночью в небе цвета более чистые и насыщенные), облака причудливой формы, да и вообще, вид сверху лучше!
Если говорить о путешествиях, какие у вас любимые места? И есть ли какие то любимые маршруты для полетов?
— Я очень люблю путешествовать, но, к сожалению, пока не так много стран посмотрела, но считаю, что путешествия по России очень недооценены нашими гражданами. Да, быть может, у нас в большинстве мест нет такого сервиса, как за рубежом, но самобытность и красота природы покрывает все с лихвой, на мой взгляд. Если говорить про меня, любимая зарубежная страна — Великобритания с её чарующей историей и архитектурой. Маленькими, ухоженными и уютными деревушками, разнообразной природой на относительно маленькой территории. В России мне нравится Приэльбрусье и Алтай с шикарнейшими, величественными горными пейзажами, богатыми на зелень лесами, завораживающими и умиротворяющими видами. Ну а так, как с эшелона такие мелочи не видно, то красивыми маршрутами я считаю те, на которых видно всю мощь нашей прекрасной планеты: на юго-восток (Таджикистан, Киргизия) — мощные горные цепи Тянь Шаня и Памира; на восток - широчайшие реки, бесчисленное количество озёр, ну и, конечно же, Байкал
А как отдыхают пилоты? Есть ли у вас хобби?
— Каждый по своему, кто то предпочитает отдохнуть от работы в кругу семьи и друзей, кто то уехать в дикие места на охоту... Если говорить про меня, то нравится вышивать крестиком и посещать новые места, вообщем по настроению...
Есть ли у вас мечта, связанная с авиацией?
— Очень хотелось бы увидеть возрождение российской авиации, чтобы строили красивые и экономичные самолёты, чтобы ребята хотели идти в авиацию не ради денег (скажу честно, что на земле есть много профессий с более высокой зарплатой), а за мечтой!
Большое спасибо, Евгения, надеюсь, ваши мечты исполнятся! Хороших и интересных полётов!
Заключение
Напоследок, хочу сказать несколько слов о самом полете. Мы с коллегами из ТутуМедиаразведки оценили удобство путешествия в Казань на самолете. До этого я бывал в Казани, ездил и поездом, и на автомобиле. Но полтора часа полета, это конечно очень удобно. Вжух — и ты уже в Казани, а по стоимости сравнимо с поездом
Nordwind летает из Москвы в Казань каждый день. И еще по многим другим направлениям, ссылочку оставлю для вас в комментарии.
Ну а может быть, вам повезет, и вы услышите приятный женский голос: “Здравствуйте, вас приветствует капитан воздушного судна”.