Найти тему
Маниtoo

Затерянный мир греческих царей Востока №1

Какой человек не мечтает наткнуться на следы какой-нибудь исчезнувшей цивилизации в такой малоизвестной стране, как Афганистан? Те, кто посвятил себя изучению древней Бактрии, занимаются этим уже почти триста лет. Бактрия, раскинувшаяся на берегах Амударьи и у подножия Гиндукуша, когда-то процветала как независимое царство, управляемое потомками западных колонистов. Эти своенравные греки, остатки армии Александра Македонского, вели непрекращающиеся войны со своими соседями и друг с другом, все время становясь богаче. Они чеканили самые крупные золотые и серебряные монеты в мире, правили (как говорили) тысячей городов, вторглись вглубь Индии (что не удалось Александру), а затем... исчезли. Их история превратилась в легенду, пока даже она не была утрачена, за исключением имен нескольких призрачных царей, сохранившихся в тихих уголках классической и ренессансной литературы.

Фактически, крах греческого владычества в Бактрии был первым историческим явлением, когда-либо зафиксированным как европейскими, так и азиатскими источниками. В греческих, латинских и китайских текстах упоминается об оккупации Бактрии кочевыми народами, которые отвоевали этот регион у последнего из греческих правителей, включая золотого царя Эвкратида и его семью. В некотором смысле глобализм зародился в Бактрии, ибо в тот же самый момент, земля сжалась еще больше, когда греческий соперник Эвкратида по имени Менандр в одиночку проложил себе путь в индийскую литературу, предположительно обратившись в буддизм. Менандр создал огромное количество серебряных монет, на которых его имя и титулы были написаны как греческим, так и местным индийским письмом, и на них было изображение Афины Алкидемос (“Защитницы народа”) — божественной покровительницы македонской Пеллы, родины Александра Македонского. Где еще в мире можно найти такое переплетение культурных традиций, включая греческого раджу буддиста, обращающегося к своим подданным на их родном языке и демонстрирующего воинственные знаки родного города завоевателя, находящегося за три тысячи миль (5555 км) от них?

Хотя Бактрия была самым восточным краем греческой цивилизации, простой поворот карты или глобуса показывает ее центральное положение для половины мира. Примерно в то время, когда Эвкратид родился где-то в Центральной Азии, огромная земляная насыпь неподалеку как раз засыпала восемь тысяч терракотовых воинов, охранявших огромную гробницу Цинь Шихуанди, объединителя и первого императора Китая. Ко времени смерти Эвкратида в середине II века до н.э. Великая китайская стена, возведенная Цинь, привела в Бактрию череду завоевателей-кочевников, что ознаменовало собой целую эпоху в мировой истории. Двадцать лет спустя император династии Хань Уди отправил своего посла Чжан Цяня в этот неспокойный регион, и он обнаружил, что он раздроблен на множество мелких царств, вожди которых более заинтересованы в торговле, чем в войне. Единственные греческие цари, которым удалось выжить, ушли на юг, в Индию, покинув затерянный мир Эвкратида. По этой местности уже протянулись богатые нити экзотического Шелкового пути, который соединял народы Индии и Китая с народами Египта, Греции и Рима. Торговцы и рейдеры делили эти оживленные маршруты с художниками, посланниками и странствующими мистиками. Буддийские монахи несли за границу свое вероучение вместе с громыхающими караванами, и легенда гласит, что более поздний царь Бактрийского царства последовал за звездой на запад по Великому Шелковому пути, чтобы доставить некоторые предметы роскоши в конюшню в Вифлееме.

Так Бактрия, центр планеты, превратилась в страну легенд и затерянных городов, таинственным образом исчезнувшую, если не считать длинного следа из мелких крошек — в основном монет, — который ведет нас к (хотя пока и не к полной) истории исчезнувшей цивилизации. Путешествие к новым открытиям, начинается с истории антиквариата XVII и XVIII веков, когда нумизматика, археология, история искусств и эпиграфика еще не были специализированными дисциплинами. Используя рудиментарный (но в то время весьма плодотворный) метод, который лучше всего описать как описательную нумизматику, такие люди, как Феофир Байер начали поиски этой загадочной цивилизации в Центральной Азии. В опасных землях зарождающегося Афганистана исследователи нашли монеты с именами греческих царей, которые едва упоминались в анналах древней литературы, если вообще упоминались. Кем были эти монархи и почему они исчезли? В девятнадцатом веке печально известное геополитическое соперничество, известное как "Большая игра", подпитывало рискованное соревнование по сбору как можно большего количества свидетельств в попытке восстановить историю древней Бактрии. Скорость открытия была ошеломляющей, что привело к появлению рамочной нумизматики как нового способа осмысления этого материала. В некоторых случаях монеты, поступавшие из Центральной и Южной Азии, были настолько замечательными, что не поддавались традиционному анализу; один золотой гигант среди них (монета, которая делает Эвкратида квинтэссенцией золотого царства) является примером стремления к тому, что можно назвать нумизматикой новизны. Желание вознаградить эти нумизматические усилия написанием, наконец, подробного отчета о Бактрии, основанного в основном на монетах, привело к созданию нарративной нумизматики - подхода, который до сих пор используется в самых известных работах в этой области. Тем временем археология развивалась как научная дисциплина и в двадцатом веке начала постепенно трансформировать поиски в Бактрии, вовлекая в них не только монеты. Аналогичным образом, восстановление древних текстов, написанных на камне или керамике, пергаменте и папирусе, открыло новые пути.

К сожалению, печальная судьба Афганистана в конце двадцатого и начале двадцать первого веков вынудила ученых обратиться к спасательной и ревизионистской нумизматике в порой отчаянной попытке восстановить то, что осталось от исчезающего следа. Несмотря на недавние события, существует надежда, что новые методы позволят лучше использовать свидетельства, все еще сохранившиеся в этом истерзанном войной регионе. Например, когнитивная нумизматика уводит нас в другом направлении: мы ищем не царей, а простых людей, чьи жизни и труды когда-то превратили Бактрию в великую мировую цивилизацию. Это позволяет нам по-новому взглянуть на судьбу греков в Азии. По большей части читатели не найдут окончательной реконструкции истории Бактрии ни за широкий период античности - от бронзового века до исламского завоевания, ни даже за гораздо более короткий эллинистический период. Вместо этого мы отдадим дань уважения необычному процессу, с помощью которого ученые наконец-то приблизились к созданию такого повествования. Основное внимание здесь уделяется многочисленным открытиям, добытым с таким трудом, которые послужили своеобразной метафорой исчезнувшей цивилизации Бактрии.