Найти в Дзене
Новое видение

Кредитный рынок в финансово-экономической модели "Целостность"

В виду факта того, что объём денежной массы детерминирован и есть результат строго регулирования, то её нельзя произвольно увеличивать через эмиссию для целей кредитования экономики, как это сейчас делают центральные банки, используя сеть коммерческих банков, непосредственно выдающих эмитированную денежную массу в виде кредитов.

Концентрация денежных средств для целей финансирования может осуществляется через добровольный заём свободных денежных средств одними субъектами экономической деятельности у других субъектов экономической деятельности внутри системы без эффективного создания дополнительной денежной массы, это ключевой постулат.

Кредиторами и дебиторами могут выступать физические, юридические лица, государственные институты, фонд «Выпрямитель финансовых потоков», фонд «Развитие». Причём, физические лица могут выступать дебиторами только при:

  1. Финансировании обратного выкупа ранее проданных кредитов,
  2. Финансировании 50% от суммы крупной траты (ипотека), при условии оплаты другой половины собственными средствами.
  3. Возникновении финансовых затруднениях в выплатах в фонд «Трансформации» или в выплате налогов.
  4. Дофинансирование линий трансформации при недостаточности средств.
  5. Финансирование решений вопросов «жизни и смерти» (пока в качестве декларации, без конкретных примеров).

Фонд «Социальной заботы» может выступать только как кредитор для размещения получаемых им разовых платежей для цели их трансформации в денежный поток.

Очевидно то, что добровольное заимствование средств одними заинтересованными субъектами у других заинтересованных субъектов может производится только на корыстной основе, реализуемой через ссудный процент, и определяемый только рыночными механизмами в зависимости от спроса и предложения на рынке кредитования.

В наличии спроса на кредитные продукты сомневаться не приходится, а предпосылками к наличию предложения является предусматриваемый механизм списания неосвоенных средств со всех расчётных счетов. Данное обстоятельство будет побуждать субъектов «пристраивать» свободные средства, в том числе «выбрасывая» их на рынок в виде кредитных предложений. Также в виду данного обстоятельства, не очевидным является арифметический знак перед значением размера ставки ссудного процента, определяемого в ходе биржевых торгов, который принципиально может быть как положительным, так и отрицательным, то есть привычное нам около нулевое значение ставки вопреки стереотипным ожиданиям далеко не является пределом её падения.

Данное обстоятельство не есть хорошо и не есть плохо, ведь за сохранение расчётных денежных средств (читай за сохранение кем-то вашего права на потребление части общественного продукта) во времени с одной стороны, равно как и за возможность получения ренты с них с другой стороны, очевидно нужно платить, а кто кому именно будет платить: дебитор или кредитор, и сколько, это будет зависеть от количественного соотношения спроса и предложения на кредитной бирже на рассматриваемый момент времени. При паритете спроса и предложение ссудный процент вероятно будет находится на около нулевом значение.

В этом смысле само понятие ссудного процента коренным образом меняет свой традиционных смысл, и уже не приходится его рассматривать как некое «абсолютное зло», работающее только в «одни ворота» - на прирост капитала кредитора. Как видно, оно может работать и в сторону сокращения капитала кредитора, в пользу дебитора.

Отрицательная ставка ссудного процента – это не из области немыслимого. Существуют ситуации на рынке, когда товар или услуга имеют отрицательную рыночную стоимость. Предоставление ссуды - это тоже услуга, услуга аренды финансовых ресурсов, и ей присущи те же свойства.

Нет ничего предосудительного в расширении границ возможного, в том числе в исследовании «зазеркалья». Существенная отрицательная ставка ссудного процента – это «зазеркалье» по отношению к сложившимся современным стереотипам о финансовых взаимоотношениях.

Помнится, я как-то предложил для карточной игры «Преферанс» возможность заглянуть в свое «зазеркалье», а именно играть «распасы» не только отдавая взятки, но также и беря их. Определять то, какой из двух вариантов «распасов» «отдавать» или «брать» играть после очередной раздачи, после того, как уже определились в том, что играем именно «распасы», исключительно демократическим путём, через голосование и принятия решения абсолютным большинством двух игроков из трёх. И вы знаете, игра заиграла новыми красками. Обладатель хороших для традиционных «распасов» почти «мизерных» карт, уже не мог чувствовать себя комфортно, поскольку двое других игроков, карты которых, как говорится, «так себе», перед началом розыгрыша могли проголосовать за игру «распасов» в варианте «брать». Да и потом, плохие для «игры» карты - это не обязательно слабые карты, такой же «игрой» является «мизер», следовательно плохие карты для «мизера» – это сильные карты. Это я к тому, что вариант игры «распасов» в варианте «брать» ничем не хуже, чем в варианте «отдавать», и имеет такое же моральное право быть разыгранным. А для обеспечения возможности обладателю почти «мизерных» карт реализовать свою игру и руководствуясь правилом зеркальности, мы также пробовали играть в «мизер» «с одной» (взяткой) - 8 очков, «с двумя» - 6 очков, «с тремя» - 4 очка, «с четырьмя» - 2 очка. Последнее тоже было интересным опытом. Простите меня за отступление от темы, но я к тому это привёл, что при принципиальной возможности существования отрицательной ставки ссудного процента наша финансовая жизнь также заиграет новыми красками.

Дополнительным стимулом размещения свободных денежных средств на кредитной бирже как способа их сохранения, является наличие налога на потребление, взимаемого при трате свободных средств или покупки валюты в качестве альтернатив размещения средств на кредитном рынке.

Так как заёмщики - в основном это предприятия, ищущие источники финансирования своих инвестиционных проектов, то на рыночную стоимость кредита влияет возможность и желания заёмщиков делится Рентой от предпринимательской деятельности, то есть размер ссудного процента опосредованно зависит и от текущей нормы средней рентабельности.

Нижеописанный инструмент трансформации фонда «Выпрямитель финансовых потоков» также призван решать вопросы финансирования. Но необходимость существования кредитной биржи продиктована наличием предложения размещения свободных средства, а также выполнение балансирующей дополняющей роли, своеобразным «клапаном» Системы, работа которого в том числе будет индикатором реальной рыночной стоимости кредитных средств.

Наверно не излишним будет ещё раз сказать, что в Системе нет места коммерческим банкам, тем более микро-кредитующим организациям, и вообще любая кредитная деятельность с корыстными целями вне механизмов Системы строго запрещена. Системе (читай обществу) не нужны ничего не производящие посредники. Это обстоятельство принудит всех субъектов, желающих участвовать в кредитных сделках с корыстными целями работать через биржу, что обеспечит её непрерывную работу и ликвидность.

Ссудный рост

Существует мнение от том, что ссудный рост необходимо отменить как «абсолютное зло». По моему мнению данная «рекомендация» противоречит здравому смыслу. Аренда некоторого актива не может быть бесплатной, это принципиально. Наработка во времени субъектом экономической деятельности любого актива сопровождается уменьшением уровня потребления рассматриваемого субъекта в течении данного периода, по сравнению с неким другим субъектом, не производящим наработку аналогичного актива, а тратящим зарабатываемые средства на потребление. А в свою очередь уровень потребления – это один из базовых индикаторов качества жизни и получаемых удовольствий от жизни. Следовательно, принципиально неправомерно принудительно уравнивать будущий доход двух рассматриваемых субъектов через законодательное обнуление стоимости аренды денежного актива. Только рынок, а значит общество, в моральном праве определять ценность любого типа наработанного неким субъектом актива, определить именно то, сопровождается ли сдача в аренду рассматриваемого актива извлечением прибыли и несением убытка.

По этой причине кредитная составляющая финансовой модели, построенной на базе капиталистического принципа (рынок + частная собственность на ресурсы), каковой является предлагаемая модель, не может отрицать ссудный рост принципиально как понятие, как явление. В противном случае она просто не будет работоспособной. Ссудный рост – это только инструмент, как и оружие. Важно то, в чьих он руках.

Ссудный рост задолженности по заключаемым контрактам определяется фактором ссудного роста, показывающим во сколько раз задолженность увеличится относительно самой себя по прошествии эталонного периода времени, принятого равным одному часу. Если фактор больше единицы, то задолженность само-увеличивается, если меньше единицы, то задолженность само-уменьшается. Значение фактора ссудного может быть только больше нуля.

Таким образом ссудный рост задолженности экспоненциальный при постоянном значении фактора ссудного роста, что эквивалентно начислению процентов на проценты в каждый момент времени или точнее немедленному присовокуплению непрерывно начисляемых процентов к телу задолженности.

Возможность заключения элементарных контрактов на короткий период времени автоматически эффективно трансформирует линейный способ расчёта ссудного роста задолженности в экспоненциальный, поскольку превращает начисленные ссудные проценты по истечению короткого контракта в повторно используемое тело, и чем короче контрактный период, тем ближе кривая ссудного роста к графику непрерывной показательной функции. Виду того, что торги ведутся в том числе и с использованием коротких контрактов, уже становится невозможным «держаться» за линейный способ расчёта ссудного роста. Применение показательного характера ссудного роста позволит искусственно не дробить длинный контракт на множество последовательных коротких с единственной целью максимизации дохода, так как доходность длинного контракта будет эквивалентной совокупной доходности последовательности коротких.

Применение показательной зависимости для расчёта ссудного роста также продиктовано принципиальной возможностью существования отрицательных значений ставки ссудного процента или по-другому возможностью фактора ссудного роста быть меньше единицы. Так, если применять линейных характер ссудного роста, то при отрицательной ставке ссудного процента задолженность может пересечь нулевую отметку и обернутся на противоположную по арифметическому знаку, что абсурдно само по себе. При показательной зависимости переход через ноль невозможен, задолженность будет бесконечно долго «таять» в пределе приближаясь к нулю, но не достигая его.

В настоящее время выставляемое кредитно-финансовыми организациями своим дебиторам условие гасить в первую очередь проценты по кредиту показывает на то, что по существу сейчас в их практической работе эффективно применяется принцип экспоненциального ссудного роста, так собираемые ими с клиентов ссудные проценты незамедлительно обращаются в тела вновь выдаваемых ими кредитов. А факт того, что дебиторы не могут прервать выплату ссудного процента без негативных для себя последствий, не позволяет нам опровергнуть предыдущее утверждение и одновременно является обеспечением реализации неявно практикуемого кредитно-финансовыми организациями принципа экспоненциального ссудного роста.

Смысл всего выше сказанного в том, что для пользователей принципиально и эффективно ничего не изменится при формальном переходе с линейного на экспоненциальный характер расчёта ссудного роста, Нет опасности «улёта» задолженности в «космос», поскольку она постоянно обслуживается, а по простроченной задолженности, как это есть и сейчас, подразумевается то, что ссудный рост начисляется на основе линейного уравнения. Но сам переход внесёт ясность, удобство и порядок в кредитно-финансовые взаимоотношения. В этих обстоятельствах нет необходимости разделять задолженность пользователя на тело кредита и на начисленные ссудные проценты и вести по ним раздельный учёт (за исключением просроченной задолженности).

Подробнее в работе по ссылке: