Почему мы так любим кино? Что заставляет нас снова и снова включать «вечные фильмы»? Ответ прост: кино дарит нам то, чего мы не можем получить в обыденной жизни. Оно помогает справится с накопившимся напряжением. Реальность зачастую отказывается соответствовать нашим ожиданиям. А вот кинематограф в этом смысле не подводит.
Секрет №1. Показать то, что в реальной жизни трудно или невозможно, но очень хочется.
Ярким примером несуществующего, но желаемого является безусловная любовь. Многие из нас мечтают о такой любви. Не требующей доказательств и подтверждений. Не задающей вопросов и не выставляющей условий. Но в реальной жизни любовь сопряжена с испытаниями, ожиданиями и компромиссами. Кино же дарит нам ту самую, идеальную, оттитрованную любовь, которая принимает нас такими, какие мы есть.
Далеко за примерами ходить не надо – фильм «Амели». Любовь Амели Пулен, застенчивой девушки из Парижа к Нино простая и чистая. Она любит его просто за то, что он есть. И делает всё возможное, чтобы он был счастлив. Таких фильмов миллион: Вечное сияние чистого разума, Унесенные ветром, Титаник, Красотка, Английский пациент. Книг про неземную любовь тоже хватает. От Ромео и Джульетты, до Завтрака у Тифани. Со всеми остановками через Гордость и предубеждение, Великого Гэтсби и т.д.
Но особняком стоит фильм «50 оттенков серого». Потому что именно он иллюстрирует современную мечту об идеальной любви. Да, как произведение искусства фильм, мягко говоря не вошел в анналы и скрижали. Зато он показал динамику «мечт» о любви. Раньше акцент был на безусловном принятии. «Хочу, чтобы меня любили просто так, за то, что я существую». Сейчас этого недостаточно. Теперь нужно, чтобы меня любили за то, какой я особенный. И это при том, что 50 оттенков серого – идеальное описание главной героини. Основная идея фильма: неважно насколько ты заурядный человек. Всё равно к тебе приедет принц на черном мерине. Разглядит неповторимую красоту снежинки. Отвалит самосвал денег. Хорошенько… займется сексом. Но самое приятное, что делать для этого ничего не придется. Что-то из себя представлять, тоже совершенно не требуется. Неудивительно, что тираж бумажной версии книги перевалил за 30 миллионов. В моменте обогнав Гарри Поттера. А фильм при всей своей художественной беспомощности собрал 400 миллионов долларов. Потом вроде был какой-то сиквел, типа «на 50 оттенков серее», но гениальность не переплюнешь. Благодаря четкому пониманию «первого секрета популярности», авторы и смогли заработать свои сотни миллионов.
Самой продаваемой иллюзией начала 21-ого века стала мечта маленького человека о собственной избранности. Акакий Акакиевич Гоголя ограничивался мечтами о шинели. Акакий Акакиевич 21-ого века мечтает стать избранным. И не таким избранным, как Нео в Матрице. А таким, как Бэлла в «Сумерках», Кэтнисс в «Голодных играх», Трис в «Дивергенте». Первая своей якобы-уникальностью, глубоко запрятанной в тушке молодой серой мышки, сводит с ума всех вампиров и оборотней Северной Америки по алфавиту. Две другие устраивают революцию в своих постапокалиптических вселенных. И не потому что хоть что-то из себя представляют или умеют, а потому что они избранные, особенные, уникальные и неповторимые. Немного выделяется из этой троицы Дженнифер Лоуренс (Голодные Игры), но это ошибка создателей фильма. Нельзя брать на такие роли актрис более ярких и талантливых, чем моль или устрица.
Секрет того, что именно эта несбыточная иллюзия заинтересовала Голливуд очень прост. В начале 21-ого века подростки стали платежеспособной аудиторией. Не нужно быть гениальным психологом или продюсером чтобы понять драму пубертата. Огромное «хочу» не очень хорошо сочетается с микроскопическим «могу». Поэтому чтобы продать фильм или книгу в начале десятых нужно было рассказать историю про то что удовлетворение мегаломаниакальных желаний не требует ничего кроме веры в собственную уникальность и избранность.
Если хотите лучше понять то или иное поколение, просто посмотрите на IMDB какие фильмы были популярны, когда сегодняшним (либо вчерашним) 25-тилетним было 13. В каком-то смысле «50 оттенков серого» и «Дивергент» – это ключ к внутренним психическим драмам современного поколения.
Секрет №2. Помочь избавиться от психического напряжения.
Поговорим о самом интересном – о катарсисе. Катарсис – это резкое снижение психического напряжения (очищение), через эмоциональное потрясение. Искусство вообще и кино в частности вызывает сильные эмоции. Во время просмотра кино мы смеёмся, тревожимся, радуемся, боимся и злимся. Чувствование этих эмоций, или как сейчас модно говорить «проживание» снижает напряжение психики. Как бы «очищает её от эмоций».
Так как напряжение связано с неудовлетворенными потребностями, в головах 99% людей его более, чем достаточно. Но мы не чувствуем напряжение, как таковое. Мы осознаем напряжение через эмоции. Вот только заставить себя прожить эмоции, усилием воли, не получится. В результате многие люди живут с ощущением постоянного эмоционального запора. Кишечник переполнен, а сходить в туалет не получается. В этом смысле просмотр фильма действительно похож на поход в туалет. Избавляет от накопившегося напряжения и избытка эмоций. Хорошенько «попроживАл» страх с «Ведьмой из Блэр», поплакал с «Хатико» или похохотал с Джимом Керри и пусть ненадолго, но фрустрации и страданий, связанных с невозможностью жить так, как хочется, стало меньше.
Причем если физический унитаз универсален и подходит для любых биологических выделений, то психический унитаз (фильм) строго специализирован. Например, отреагировать страдания о прекрасном, но несчастном себе поможет «Зелёная миля». Джон Коффи, огромный и добродушный заключённый, обладает необычным даром – он может исцелять людей. Его история – это путь страданий и самопожертвования. Его казнь в конце является тем потрясением, которое помогает зрителю прожить накопившиеся эмоции. Хэппи энд тут не сработал бы. С хэппи эндом не было бы потрясения. А без потрясения не случился бы выплеск эмоций и очищение (катарсис).
«Сияние» Кубрика помогает прожить собственный страх и ужас, находясь в безопасной обстановке. «Груз 200», Балабанова с его эстетикой ужасного дает возможность «попроживАть» агрессию и безнадежность, тем самым хоть немного избавляя от них.
Что именно вызывает сильные эмоции уже не так важно. Это вопрос вкуса, насмотренности, уровня культуры и т.д. У одних — это «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, у других – «Мама Рома» Пьера Паоло Пазолини, у третьих – «Самый лучший фильм 2» уж и не помню кто его снял. Эмоциональное воздействие кино субъективно и зависит от индивидуального восприятия. Главное, что все эти фильмы выполняет свою основную функцию – помогают отреагировать эмоции и тем самым уменьшают страдания, вызванные реальностью.
Секрет №3. Рассказать интересную историю.
Голова мыслит не картинками, не словами, и даже не образами. Психика мыслит нарративами. Нарратив, это не просто рассказ или история. Наше мышление во всём происходящем пытается разглядеть причины, закономерности, логические связи. Оно пытается упорядочить и осмыслить жизнь. Это очень понятно с точки зрения желания выжить. Таким образом голова пытается получить информацию необходимую для выстраивания максимально эффективной стратегии поведения. Но попытка разглядеть причинно-следственные связи в разрозненных фактах, тем более в условиях дефицита информации неминуемо приводит к тому, что пробелы голова пытается заполнить не фактами, но фантазиями. В результате получается история. Каждый человек немного писатель. Поэтому мир для нас становится фильмом, сотканным из миллиона, новел (историй). Мы увидели несколько поступков человека, хороших или плохих. По факту мы о нем ничего не знаем. Но это незнание тревожит. Гораздо проще объединить эти пару фактов в историю, повесить на человека ярлык (например, «злодей») и на основании этого выстроить свое поведение. В результате нами же придуманные истории становятся руководством к действию.
Концепция возрастных кризисов Эрика Эриксона в конечном итоге сводится к тому, что история, которую мы сами про себя (и для себя) сочинили потеряла актуальность. С течением времени она настолько перестала соответствовать реальности, что нам приходится сочинить про себя новую историю (пересочинить себя). Процесс сочинения этой новой истории и является тем, что принято называть «кризис среднего возраста». Чем быстрее, интереснее и правдивее будет новый «автобиографический роман», тем более счастливым человек выйдет из жерновов возрастного кризиса. Есть даже попытки классифицировать жанры, в которых люди пишут романы о себе (комедия, романс, трагедия).
Естественно, что, когда речь идет о написании романа, важно, чтобы все главы были по возможности интересные. Вот только истории, из которых соткана наша жизнь к сожалению, очень скучны. Съел две тысячи котлет, износил пять темно-серых костюмов и умер. Поэтому так важно чтобы фильм уравновешивал скуку жизни своей «интересностью». О какой бы желанной иллюзии не пытался нам поведать автор, если история рассказана скучно, ни смотреть, ни слушать ее никто не захочет. Именно этим и уникальны книги и фильмы о Гарри Поттере. Там есть и несбыточная мечта, и эмоциональное очищение, но главное, Джоан Роулинг смогла рассказать историю интересно и увлекательно. А для психики обычного человека это гораздо важнее, чем гений Толсто или талант Гоголя. Новых сюжетов по сути не существует. Мы уже всё видели и в кино, и в жизни. Как в старой шутке о том, что житель российской глубинки вышел на улицу и случайно посмотрел фильм «Левиафан». Секрет успеха в том, чтобы интересно рассказать вполне себе тривиальный сюжет. В этом и заключается талант, который ни за какие деньги не купишь.
Иллюстрацией этого являются две экранизации одной книги. Речь о «Второй жизни Уве» Фредерика Бакмана. Сюжет невероятно прост. Уве – угрюмый пожилой мужчина. Он, полагает, что его окружают идиоты. Но его соседями становится молодая семья. Это соседство разрастается в невероятно трогательную истории о любви, дружбе и бездомных котах. В 2015 году книгу экранизирует Шведский режиссер Ханнес Холм. У него всего 3 миллиона долларов и 0 звездных актеров. При этом в фильме есть всё. И несбыточная мечта о любви, и сильные эмоции, и интересно рассказанная история. В 2022 ту же самую книгу экранизирует Марк Форстер под названием «Мой ужасный сосед». И вроде бы Марк Форстер не плохой режиссер. И бюджет у него 50 миллионов. И в качестве авторов сценария Фредерик Бакман (автор книги) и Ханнес Холм (режиссер первой экранизации). А в главной роли не кто-нибудь, а Том Хэнкс (Форест Гамп, Зеленая миля и наград, как у дурака махорки). Но фильм уж извините – скууууучныыыыый.
Абсолютно с такой же банальной завязки (одинокий вдовец и новые соседи) начинается один из самых трогательных фильмов Клинта Иствуда «Гран Торино». Что еще раз доказывает, что первичен не сюжет, а мечта, катарсис и интересно рассказанная история.
Кино не просто развлечение, но и своего рода психотерапия. Мы получаем возможность осмыслить свои чувства и переживания, снизить уровень стресса, справиться с противоречиями и обрести внутреннее равновесие. В кино человек переживает любовь, которой нет в его жизни и испытывает эмоции, которых боится в реальности. Товарищ Ленин как всегда ошибся сказав: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Грамотность тут не причем. Цирк в этой фразе без надобности. А иерархия искусств существовала исключительно в скорбной голове вождя мирового пролетариата. Поэтому убрав лишнее сформулируем так: «Для нас является кино!».
P.S. Задавайте вопросы в директ или в телеграм doctor_vainer.
Ответы – в четверг, в 18:00 Мск, в YouTube doctorvainer.
#психология #психолог #психотерапевт #докторВайнер #популярность #популярностьвсети #кино