Патронажные услуги требуются гражданам, которые в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно себя обслуживать. Чаще всего в этот перечень попадают инвалиды, престарелые люди, индивиды, перенесшие серьезную операцию, травму или тяжелое заболевание.
Для обеспечения безопасности пациента родственники подбирают высококвалифицированную сиделку, которая придерживается таких основных принципов патронажа, как толерантность, милосердие, оказание моральной поддержки. Более подробно об этом расскажут наши эксперты.
Специфика патронажа
В современном обществе под этим термином понимается вид социального обслуживания с индивидуальным подходом к пациенту. В нем нуждаются граждане, относящиеся к группе риска: пенсионеры, люди с ограниченными двигательными возможностями, тяжелобольные.
Его осуществляют профессиональные патронары, которые знают ключевые аспекты оказания ухода. Они работают по предварительно согласованному графику и выполняют установленный список действий. В него обычно входят:
- приготовление пищи в соответствии с рекомендованным меню и кормление подшефного;
- содействие в выполнении санитарно-гигиенических процедур;
- проведение медицинских манипуляций, например, постановка инъекций, капельниц;
- мониторинг жизненно важных показателей (артериального давления, температуры тела, сатурации, концентрации сахара в крови);
- осуществление процедур, направленных на предотвращение осложнений (противопролежневый массаж, дыхательная гимнастика);
- регулярное проветривание и уборка помещения;
- организация прогулок и досуга;
- оказание психологической поддержки.
Этот перечень может изменяться в зависимости от самочувствия человека и степени его самостоятельности. Обычно патронаж осуществляется на дому или в реабилитационном центре. Его главная задача — активизация и повышение адаптационных способностей личности, улучшение качества жизни.
Разновидности и нормы патронажного обслуживания
Патронаж подразделяется на несколько типов:
- социально-медицинский;
- психологический;
- педагогический;
- юридический;
- экономический.
Эти разновидности различаются формой и содержанием, однако в их основу положены единые принципы, позволяющие оказывать высококачественное содействие населению. Также выделяют акушерский, гинекологический, педиатрический, психотерапевтический, геронтологический, онкологический и другие виды надомного обслуживания.
Системность представляет собой линейное выстраивание процесса обслуживания, который рассматривается как система практических действий, логически связанных между собой с учетом обсуждаемого плана. Потребности клиента и его сложные обстоятельства, как правило, рассматриваются не обособленно, а с учетом его семейных взаимоотношений, физиологических критериев и психоэмоционального самочувствия.
Другим значимым звеном признан комплексный подход. Уходовая программа составляется не из отдельных манипуляций, а из шагов, которые в комплексе помогут стабилизировать или улучшить состояние подопечного. При этом сотрудники учитывают личные нужды человека и отличительные черты его характера. Они стремятся принимать во внимание аспекты физического выздоровления и психологического благополучия.
Важно оптимизировать применение внутренних ресурсов. Это означает, что близкие пожилого или больного должны быть союзниками сиделок. Хорошо, если они прислушиваются к их рекомендациям, по возможности оказывают помощь и поддержку. Слаженные взаимные действия позволят максимально реализовать заложенные созидательные способности, а также эффективно и оперативно устранять возникающие трудности.
Грамотные сиделки стараются укрепить и развить потенциал подопечных, насколько это возможно. Они стремятся, чтобы индивид не только не терял сформированные умения и навыки, но и регулярно осваивал новые, был более самостоятельным.
Чем больше свободы давать пациенту, тем более уверенно он будет себя чувствовать. Даже незначительные поступки, которые индивид совершил сам, оказывают благотворное влияние на его эмоциональный фон, дают заряд бодрости, улучшают настроение.
Надомные медсестры уважают личность подопечного и членов его семьи, обязательно предоставляют ему свободу в принятии решений. Они не управляют больными и не навязывают им свое мнение. То есть принцип гуманизма и уважения человеческого достоинства является одним из ключевых.
Они понимают, что каждый индивид — это личность с неповторимыми особенностями и потребностями. Они предоставляют подопечному личное пространство, не навязываются с разговорами, если он не нуждается в общении.
Сиделки, отличающиеся высоким уровнем профессионализма, объективно оценивают возможный объем содействия. Они ставят только реальные цели, а не создают видимость абсолютного успеха. Основой патронажной схемы становится состояние подопечного, его диагноз и бытовые условия.
Особенностью работы частных патронажных служб является также дифференцированный подход. Обычно люди обращаются за подобными услугами при попадании в непростые жизненные обстоятельства. Специалисты индивидуально подходят к каждому клиенту, определяя его способности и потребности, а также перечень необходимой помощи.
То есть тактика разрабатывается в зависимости от существующих конкретных проблем, возраста, качеств характера, темперамента и физиологии. Схема присмотра может включать в себя составление персонального рациона питания, выполнение медпроцедур, контроль за приемом назначенных лекарств, поддержание достаточного уровня физической активности, психологическое сопровождение.
Патронажные сестры обязательно проводят манипуляции, направленные на профилактику развития осложнений. Они способны на начальных этапах заметить опасные явления и принять меры для их своевременного устранения. Это могут быть беседы, предотвращающие возникновение симптомов депрессии, массаж с целью профилактики пролежней у лежачих граждан, дыхательные упражнения, позволяющие не допустить появление патологий респираторного тракта.
Еще один немаловажный принцип — сотрудничество с пациентом и его близкими. Достичь положительного результата получится, только установив дружеское доверительное взаимодействие с подопечным.
Сиделки, которые проводят много времени с больными, становятся для них верными товарищами, с ними можно поделиться переживаниями, заботами. Слаженный уход в некоторых случаях ускоряет процесс выздоровления и реабилитации, положительно сказывается на психоэмоциональном самочувствии всех его участников.
Таким образом, эффективность деятельности патронажных служб во многом определяется следованием закономерностям, описанным выше. Сотрудники придерживаются правила континуума медицинской помощи, обязательно соблюдают врачебные назначения, при каких-либо изменениях самочувствия передают сведения родственникам подопечного или его лечащему доктору. Эффективная коммуникация и информирование также благотворно сказываются на восстановительном процессе.
Координация и управление медицинским процессом
Патронажные службы придерживаются четкого алгоритма при оказании услуг. При приеме сиделок на работу учитываются их образование, опыт и квалификация. Компетентность медицинского персонала обеспечивает высокое качество ухода.
Руководство занимается планированием и оценкой ухода, а также учитывает важнейшие юридические аспекты. Очень важен систематический контакт с семьями клиентов, оперативное решение возникающих проблемных или спорных ситуаций.
Чтобы воспользоваться услугами квалифицированной сиделки, необходимо сообщить, кому потребуется присмотр. Надо подробно рассказать об особенностях состояния индивида, описать лечебные процедуры, которые понадобится регулярно выполнять.
К каждой семье применяется персональный подход. В индивидуальном порядке обсуждается график работы и перечень обязанностей. Некоторым требуется надомная помощница с проживанием, другие нанимают патронажную медсестру на будние дни или оформляют ночные дежурства.
Список обязательств прописывается в договоре, он может варьироваться или оставаться неизменным. Если клиент или члены семьи желают лично побеседовать с кандидатурами, это возможно. Некоторым важны личные качества сиделки, другие делают акцент на ее профессиональных медицинских навыках.
Результат работы сиделки оценивается по состоянию подопечного, уровню его комфорта. Некоторые патологии неизлечимы, при этом надо, чтобы больные не унывали и не впадали в депрессию. Сотрудники следят за эмоциональным настроем подшефных, стараются максимально их поддерживать, стремятся сделать ежедневный досуг более интересным и разнообразным.
Опытные патронары готовы к изменениям рабочей схемы, если это требуется для повышения уровня комфорта клиента. Они предоставляют широкий спектр содействия в понятной и доступной форме.
При необходимости они задействуют современные диагностические или терапевтические гаджеты или удобное функциональное оборудование, например, кровати с подъемным механизмом, инвалидные коляски, ходунки. Иногда это помогает предотвратить возможные риски и избежать нежелательных последствий.
Материал оказался полезен? Ставьте лайки, делитесь в комментариях своими историями по теме и подписывайтесь на наш канал.
Информация несет ознакомительный характер. Рекомендуется консультация специалиста.