Близкое знакомство с пелопеем

Чудесное времяпрепровождения в саду – присесть у прудика, пусть даже и искусственного. Потому что он – пусть даже и искусственный – непростая и непременно уникальная природная экосистема, и все в нем и вокруг него вовлеченно бурлит жизнью. Особенно летом и в жару, когда вода и относительная прохлада кого только ни привлекает. А еще привлекает тех, кому интересны те, кого тянет к воде и относительной прохладе (немного завернул, да?).

Вот и сегодня остановился у водоема с золотыми рыбками и нимфеями – 30 градусов же, надоело бегать по саду, то тут, то там что-то поправляя, кого-то обихаживая. Чуть эмоционально расслаблюсь.

Вжи-ик – пролетает что-то внушительное/солидное. Первая мысль – незнакомая мне стрекоза. Никак такое не мыслимо – ну никак не стрекоза. Тут ОНО молниеносно приземляется – совершенно ясно: не стрекоза.

Важный, как позднее осознал, момент – место посадки.

На днях немного оживил мелководные берега этого своего прудика – пристроил тут, в частности, плошку со свежепосаженным сортовым луизианским ирисом. Ирис этот, к слову сказать, неплохо у меня перезимовал уже второй год – не замерз и полевки не поели. Вот только разрастается неплохо, а цвести – чего-то не хватает. Так кусочек его и устроил здесь, в полу-утопленном плоском керамическом горшке. Про декоративность решения не уверен, но определенно оживляет и вносит разнообразие.

Так вот это ОНО определенно прицельно садится именно в плошку с ирисом. Теперь совершенно ясно – одиночная оса. Чуть позже полистал справочники – очевидно пелопей, скорее всего – обыкновенный, Sceliphron destillatorium.

Обыкновенный пелопей: навестивший мой прудик.
Обыкновенный пелопей: навестивший мой прудик.
Его портрет с сайта Animalreader.ru
Его портрет с сайта Animalreader.ru

Но это чуть позже, а тогда, у пруда, я этого не знал и зверек казался фантастическим-незнакомым.

Вообще одиночные осы, норники, охотницы и в большинстве своем – изощренные паразиты, парализующие свою добычу и откладывающие В нее свои яички (личинки потом выедают изнутри неподвижную, но ЖИВУЮ жертву), мне неплохо знакомы: читал (того же Фабра), сам наблюдал и фотографировал (как роет такая оса норку и волочит в нее парализованного паука). Только все это были привычно небольшие насекомые, а тут что-то внушительно и опасно крупное.

Так вот этот внушительно крупный зверь уверенно приземляется в горшок с моим ирисом и стремительно-порывистыми перебежками что-то в нем выискивает, очень определенное и очень ему необходимое. Мое присутствие ему явно досаждает, но задача важнее и он продолжает.

Оса что-то сосредоточенно ищет...
Оса что-то сосредоточенно ищет...

Я конечно нацеливаю камеру и пытаюсь подобраться поближе. Но перепончатокрылое не замирает ни на минутку – не наведешь на него. И вдруг вроде нашло то важное: начинает копать мокрую землю, почти в нее погружается головой, высоко задрав брюшко с опасным стилетом жала. Какое-то действие начинается – переключаю режим на видеосъемку, и ничего что почти не разобрать в видоискателе ничего. Но видеосъмка, похоже, переполнила терпение осы – вжи-ик – и она улетает пулей. 8 секунд видео.

... нашла, начинает копать.
... нашла, начинает копать.

Жаль, не удалось ни познакомиться поближе, ни запечатлеть что-либо толком.

Но не ухожу сразу – много же всего в пруду и около. Наблюдаю жадный завтрак золотых рыбок, замечаю у одной нехороший прыщик, прикидываю, как подлечить.

И тут стремительная оса возвращается. И прямиком к ирису. И весь предыдущий эпизод повторяется почти копией – только видео получилось в этот раз 9 секунд.

Теперь уже сижу на берегу как в засаде. Оса прилетает регулярно и действует все по той же понятной ей схеме. Мне же ничего не понятно, да и разглядеть/запечатлеть что-то трудно. В конце концов совершенно изжарился на солнце и ретировался. Лезу в интернет – и пазл складывается!

Пелопей обыкновенный – в отличие от известных мне одиночных пчел – норок не роет: он строит гнезда, как ласточки. Причем тоже из влажной глины! Ну а где здесь/сейчас ему взять подобный строительный материал? Сухо все везде, а где влажно – плотно все заросшее. А тут свежее-рыхлое-открытое, как на блюдечке выложено. Немного мне досадно, что специально подготовленную земляную смесь для луизианского ириса циничное насекомое приравнивает к простой глине, но не спорить же с ним, из чего ему домик строить. Так что в каждый свой прилет он просто слепливал комочек «замазки» и уносил к месту строительства.

Замечу, что домики свои пелопей сооружает в сухих и теплых помещениях – как и обычные наши осы свои обычные для нас пергаментные гнезда.

Еще более удивительное для себя вычитал: пелопей вообще теплолюбивый, южный обитатель – в России северная граница его ареала доходит лишь до Нижегородской области. Так что у нас, в Московской, он не совсем привычный встречный. Наверное, климатическое потепление сказывается. Не он один такой.

PSКак обычно для интернет-сайтов, даже таких солидных как Animalreader, фатальны очевидные ошибки/опечатки – нет нормального редактирования. Читая тут: «…крупная стройная оса. Длина тела достигает от 0.15 до 2.9 см», не верь глазам своим, такого быть не может!

Дмитрий СеменовМоя работа и увлечения (кактусы, аквариум, «грибная охота», садоводство, домашние животные и даже живопись с фотографированием) так или иначе связаны с Живой Природой. На канале - немного собственного опыта, немного познавательного. Но главное – наблюдать, удивляться, понимать, чувствовать…
6,4K подписчиков