Отличие детских кризисов от взрослых в том, что ребёнок плохо понимает себя, свои эмоции и правила окружающего мира — детям нужна помощь, чтобы разобраться.
Кризис новорождённости (0 - 1 месяц)
Что происходит?
-перестройка физиологических механизмов: дыхание, питание, терморегуляция…
-воздействие на нервную систему огромного количества раздражителей
-полная беспомощность
-зависимость от взрослого
Что делать?
Не относиться к плачу младенца как к капризам. Даже если малыш сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может сигнализировать о недостатке внимания родителей. Дело в том, что телесный контакт с родителями — базовая потребность новорожденных, а непосредственное эмоциональное общение с ними — ведущая деятельность. Все это помогает сформировать качественную привязанностьи послужит опорой в дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.
Конец кризиса: формируется потребность в общении со взрослым
Кризис одного года (11 мес. - 1,5 года)
Что происходит?
-возможность автономно передвигаться в пространстве (ходьба, ползание)
-автономная речь (появление и исчезновение), переход к социальной речи
-различные манипуляции с предметами
-устойчивый образ самого себя (узнавание в зеркале, копирование взрослого)
Симптомы:
-трудновоспитуемость
-попытки самостоятельных действий
-повышенная чувствительность к замечаниям
-повышенная капризность
Что делать?
В кризисный период важно, будут взрослые ограничивать ребенка и все запрещать или же, наоборот, дадут умеренную свободу в действиях (самому поесть ложкой/руками, копаться в песке/грязи/луже, залезать на комоды/ящики). Дело в том, что через соотношение свободы и запретов у ребенка начнет формироваться базовое доверие к миру. Он сделает выводы, безопасен и открыт к нему мир или, наоборот, он страшный и опасный, раз родители запрещают все подряд.
Конец кризиса: формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник
Кризис трёх лет (2,5 - 4 года)
Что происходит?
-развитие физических и умственных навыков
-осознание себя как личности
-проявление собственной воли
-стремление к самостоятельности
-установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении
Симптомы:
-упрямство (характеризуется устойчивым следованием выбранному действию, даже если это противоречит собственным желаниям или просьбам взрослых)
-строптивость (проявляется через недовольство образом жизни или нормами воспитания)
-социальный протест (выражается в недовольстве порядками в семье или обществе)
-негативизм (проявляется через отказ от выполнения действий, даже если они соответствуют желаниям малыша)
Что делать?
Воспринимать ребенка как отдельного человека со своими потребностями, вкусами и интересами, быть готовыми учитывать его мнение, вести диалог, заботиться об удовлетворении его нужд, но определять правила и границы поведения.
Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить подменить вас на какое-то время — так, чтобы вы переключились.
В этом возрасте не стоит использовать директивные указания. Если сказать ребенку: «Надень серые штаны», велика вероятность услышать в ответ четкое «нет». Чтобы этого избежать, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или черные с машинкой?». Такая тактика дает ребенку понять, что вы готовы предоставить ему самостоятельность в выборе, пусть и немного мнимую.
Разрешайте малышу делать самому то, что не опасно для его жизни и здоровья. Он так учится, оттачивает свои навыки, пробует силы.
Конец кризиса: появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения.
Кризис семи лет (6 - 8 лет)
Что происходит?
-приём новой социальной роли (школьник)
-окончательное формирование образного мышления, воображения, произвольной памяти, внимания
-развитие самооценки
-осознание себя как личности в обществе
-дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребёнка
-понимание, что такое «хорошо», а что «плохо»
Симптомы:
-неготовность к взрослению
-проблемы с адаптацией в школе
-непослушание
-желание казаться взрослее
-непереносимость критики
-копирование взрослых
Что делать?
•разговаривать дружелюбно, без давления, упреков
•критиковать не личность, а действия
•аргументировать отказы и замечания
•учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации
•разбирать эмоциональные составляющие ситуаций
•оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем
•составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры
•поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни
Конец кризиса: формируются правильные психические реакции, обретаются новые эмоциональные навыки, осознаётся своё место в обществе, появляются новые интересы и хобби, игра заменяется учением, речь становится контекстной (более понятной), память становится смысловой.
Источники: