Найти тему
tutor_almet

2. Детские кризисы

Отличие детских кризисов от взрослых в том, что ребёнок плохо понимает себя, свои эмоции и правила окружающего мира — детям нужна помощь, чтобы разобраться.

Кризис новорождённости (0 - 1 месяц)

-2

Что происходит?

-перестройка физиологических механизмов: дыхание, питание, терморегуляция…

-воздействие на нервную систему огромного количества раздражителей 

-полная беспомощность

-зависимость от взрослого

Что делать?

Не относиться к плачу младенца как к капризам. Даже если малыш сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может сигнализировать о недостатке внимания родителей. Дело в том, что телесный контакт с родителями — базовая потребность новорожденных, а непосредственное эмоциональное общение с ними — ведущая деятельность. Все это помогает сформировать качественную привязанностьи послужит опорой в дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.

Конец кризиса: формируется потребность в общении со взрослым

Кризис одного года (11 мес. - 1,5 года)

-3

Что происходит?

-возможность автономно передвигаться в пространстве (ходьба, ползание)

-автономная речь (появление и исчезновение), переход к социальной речи

-различные манипуляции с предметами

-устойчивый образ самого себя (узнавание в зеркале, копирование взрослого)

Симптомы:

-трудновоспитуемость

-попытки самостоятельных действий 

-повышенная чувствительность к замечаниям

-повышенная капризность

Что делать? 

В кризисный период важно, будут взрослые ограничивать ребенка и все запрещать или же, наоборот, дадут умеренную свободу в действиях (самому поесть ложкой/руками, копаться в песке/грязи/луже, залезать на комоды/ящики). Дело в том, что через соотношение свободы и запретов у ребенка начнет формироваться базовое доверие к миру. Он сделает выводы, безопасен и открыт к нему мир или, наоборот, он страшный и опасный, раз родители запрещают все подряд.

Конец кризиса: формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник

Кризис трёх лет (2,5 - 4 года)

-4

Что происходит?

-развитие физических и умственных навыков

-осознание себя как личности

-проявление собственной воли

-стремление к самостоятельности

-установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении

Симптомы:

-упрямство (характеризуется устойчивым следованием выбранному действию, даже если это противоречит собственным желаниям или просьбам взрослых)

-строптивость (проявляется через недовольство образом жизни или нормами воспитания)

-социальный протест (выражается в недовольстве порядками в семье или обществе)

-негативизм (проявляется через отказ от выполнения действий, даже если они соответствуют желаниям малыша)

Что делать?

Воспринимать ребенка как отдельного человека со своими потребностями, вкусами и интересами, быть готовыми учитывать его мнение, вести диалог, заботиться об удовлетворении его нужд, но определять правила и границы поведения. 

Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить подменить вас на какое-то время — так, чтобы вы переключились. 

В этом возрасте не стоит использовать директивные указания. Если сказать ребенку: «Надень серые штаны», велика вероятность услышать в ответ четкое «нет». Чтобы этого избежать, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или черные с машинкой?». Такая тактика дает ребенку понять, что вы готовы предоставить ему самостоятельность в выборе, пусть и немного мнимую.

Разрешайте малышу делать самому то, что не опасно для его жизни и здоровья. Он так учится, оттачивает свои навыки, пробует силы.

Конец кризиса: появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения.

Кризис семи лет (6 - 8 лет)

-5

Что происходит?

-приём новой социальной роли (школьник)

-окончательное формирование образного мышления, воображения, произвольной памяти, внимания

-развитие самооценки

-осознание себя как личности в обществе

-дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребёнка

-понимание, что такое «хорошо», а что «плохо»

Симптомы:

-неготовность к взрослению

-проблемы с адаптацией в школе

-непослушание

-желание казаться взрослее

-непереносимость критики

-копирование взрослых

Что делать?

•разговаривать дружелюбно, без давления, упреков

•критиковать не личность, а действия

•аргументировать отказы и замечания

•учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации

•разбирать эмоциональные составляющие ситуаций

•оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем

•составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры

•поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни

Конец кризиса: формируются правильные психические реакции, обретаются новые эмоциональные навыки, осознаётся своё место в обществе, появляются новые интересы и хобби, игра заменяется учением, речь становится контекстной (более понятной), память становится смысловой.

Источники: