Найти тему
DECOR PRO

Классические интерьеры

Вернее стиль называется классицизм в отличие от античной классики. Строго говоря классицизм — стиль, навеянный именно античным влиянием на искусство второй половины XVIII века. Скульптурные формы после буйства барокко и манерности рококо приобретают спокойные силуэты. Живопись воспевает античную героику. Именно в это время активно развиваются академические школы живописи. В архитектуре Классицизма горизонталь преобладает над вертикалью. В композиции преобладает ось симметрии, отсюда обычное трёхчастное деление фасада с укрупнённым центральным и двумя боковыми выступами — ризалитами. Иногда городская усадьба предполагала ещё и наличие боковых корпусов — флигелей, соединённых с основным зданием галереями-переходами или одноэтажными корпусами (в отличие от основных, бывших обычно двух-трёхэтажными). Фасады чаще всего штукатурились и выкрашивались в жёлтый, серый или оранжевый цвета, эти же цвета (светло жёлтый, лососево-розовый, серебристо-серый, салатный) преобладали в интерьерах. Ордерные элементы, наличники, рельефы, украшающие фасад здания были белыми. В 60-80-х годах особенно были популярны особняки в так называемом палладианском стиле, где основой композиции был центральный корпус с портиком под треугольным фронтоном и круглым барабаном, увенчанным куполом над ним. Такая композиция предполагала наличие в анфиладе зала — ротонды (круглый в плане, окружённый по периметру колоннами, зал, перекрытый куполом). На смену французскому регулярному парку приходит английский с естественным пейзажем. Основной особенностью такого «естественного» пейзажа была внезапность, с какой из-за холма или поворота открывались новые виды. «Заброшенные» пруды с редкостными водяными цветами, «заросшие» травой или утоптанные тропинки оформляли такие парки.

-2

В декорации интерьера все силуэты становятся более чёткими, геометрически определёнными. Окна, двери, устья каминов, зеркала стремятся к прямоугольнику или правильной, римской арке. В интерьер возвращается ордерная декорация. Белые или цветные (мраморные или гранитные в цвет интерьера) канелированные колонны, полуколонны и пилястры обычно ионического ордера оформляют стены в классицизме.
Полы: Сохраняет своё значение наборный паркет. Рисунок его становится более геометричным. Завитки и цветочные формы сохраняются только в чётко отрисованных гротесках и гирляндах.

-3

Потолки: Обычно окрашивались в цвет стен (салатные, жёлтые и т.д.) с белой лепниной, иногда с включением позолоты. Как и в рококо чётко прослеживается центр с крупной розеткой, оформляющей люстру и периферия (ступенчатый карниз, гирлянды и т.д.) Потолки могли и расписываться, но живопись заключалась в небольшие медальеры в форме тондо. В них выписывались лепные античные профили или видовые пейзажи. Всё это окружалось чёткой симметрично расположенной росписью гротесками, масками, античными вазами и т.д.

-4

Стены: От рококо классицизму досталась любовь к востоку и довольно часто мы встречаем стены, забранные китайскими шелками. Более характерно для раннего классицизма ордерное оформление цветной стены, членение её ложными арками и роспись гротесками. На рубеже веков в моду входят обои, изначально изготавливающиеся во Франции. Крупные цветочные узоры таких обоев постепенно оформляются в полосу или букеты цветов отбиваются полосой. Позже эволюция рисунка привела к сплошной полосатой декорации. Цветные, контрастные по размеру и тону, матовые и атласные полосы постепенно появляются и в обивках мебели. Ещё одной новинкой классицизма стали пейзажные обои с видом английского парка, усадьбы, гуляющих пар.

-5

Мебель: Во Франции классицизм совпадает с периодом правления Людовика XVI. Самым характерным признаком классицизма в мебели является её чётко выраженная конструкция. В рококо, как мы помним, впечатление целого, пластичного объёма создавалось благодаря особым приёмам, резьбе, бронзовым накладкам. В классицизме все скрепления частей и опоры выявлено, а иногда и подчёркнуто. Ножки мебели для сидения (круглые или четырёхгранные в сечении) сужаются книзу. Верхняя часть обрабатывается в виде капители, квадратной плиты или куска карниза, создающей впечатление массивного перехода к горизонтальной обвязи предмета. Часто ножки обработаны каннелюрами. Изучение античной классики приводит к чёткой геометрии (в моду входит прямой угол), в орнаментах появляются меандр, пальметты, лавровые листья. Гирлянды, петли и венки, собранные из мелких полевых цветов, популярные в предыдущую эпоху сохраняют своё значение, но силуэты их становятся строже. Комоды, письменные столы, дамские бюро и секретеры наряду с прямыми ножками и прямолинейными карнизами получают бронзовые украшения, заимствованные из античных орнаментаций. Центральные филёнки украшаются небольшими золочёными бронзовыми медальонами, как бы подвешенными на широких лентах. В фанеровках употребляется красное дерево, украшенное маркетри. Применяются также привозные породы — атласное, тюльпанное, розовое, гиацинтовое и лимонное. Наряду с выявлением фактуры самого дерева, в отделке мебели применяют также позолоту и чёрный лак с бронзовыми накладками. В мебели, предназначаемой для женских комнат появляются фарфоровые (расписные севрские, либо фаянсовые из Веджвуда) накладки. Обивки самые разнообразные. В гобеленовых преобладают букеты полевых цветов, эмблемы пастушеской жизни. В шелках — вертикальные линии, перевитые гирляндами цветов.

-6

Русская классицистическая мебель появляется в период правления Екатерины II и в принципе она копирует известные французские образцы. Русская мебель выходила однако более массивной и устойчивой. Античные колчаны или пучки стрел, перевитых ленточкой, заменяют ножки и угловые стойки спинок в мебели для сидения. Вся мебель золотится или выкрашивается масляной краской в белый, светло-зелёный, светло-розовый и т.д. цвета. Столы, консоли и бюро-цилиндры с инкрустированными стенками и массой бронзовых накладок повторяют французские.

-7

Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.