1,9K подписчиков

Лучшие романы первого полугодия 2024 года, которые стоит прочитать этим летом

536 прочитали
В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия.

В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия. Книги в разных жанрах (от хоррора до 800-страничной семейной саги) – выбирайте, что вам ближе, и приступайте к чтению!

Светлана Тюльбашева «Лес» (16+): прочитаете за одну ночь

В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия.-2

Сюжет. Две подружки из Москвы отправились на машине в путешествие по Карелии. На обратном пути они решили сделать короткую остановку, отошли от машины на несколько шагов в лес и… заблудились. Лес – коварное место. Ни через неделю, ни через две девушки так и не нашли выхода, хотя в чаще то и дело им мерещились фигуры и голоса людей…

«Лес – страшное место для тех, кто не умеет по нему ходить. Лес умеет пугать, водить кругами, запутывать. Он может разговаривать чужими голосами, кричать как человек, звать по имени, показывать видения и уводить все глубже в чащу, чтобы столкнуть с обрыва, утопить в болоте, уморить голодом и холодом. Лес очень опасен, особенно если не воспринимать его всерьез».

Почему стоит прочитать. Дебютный роман Светланы Тюльбашевой – настоящий подарок любителям страшилок. «Лес» - идеальный хоррор, постоянно обманывающий читателя: сюжет балансирует на стыке мистики и социальной драмы, истории выживания и детектива, романа воспитания и вестерна. Линия заблудившихся в лесу девушек – не единственная, параллельно развивается сюжет о странной семье, которая непонятно откуда появилась в деревне (из леса?) и заняла пустующий дом. Люди хозяйственные, но замкнутые – они сразу вызывают неприязнь у местных. Две истории в финале соберутся в картину, которая вас поразит.

«Лес» восхищает не только изобретательностью сюжета, книга еще и прекрасно написана: лаконично, выразительно, причем немногословность автора – это тоже продуманный литературный прием. «Лес» - это именно книжный хоррор. Сейчас, к сожалению, литература стала больше ориентироваться на кино: от книг (особенно массовых) ждут четкой непротиворечивой «картинки», в результате читатель перестает фантазировать, а лишь пассивно наблюдает за сюжетной коллизией. Кинематографичность на самом деле обедняет литературу. Так вот, прелесть «Леса» в том, что этот роман нельзя экранизировать – «картинка» выдаст сразу все секреты. Автор настолько виртуозно работает с сюжетом и фактурой, что мы не замечаем умолчаний. Лишь в самом конце, собрав паззл, читатель поразится тому, как неверно он представлял происходящее. Одним словом, браво Светлане Тюльбашевой! В небольшом (дебютном и жанровом!) романе она показала, какими изумительными возможностями обладает словесное искусство по сравнению с визуальным и какое удовольствие (несравнимое с киношным!) оно может доставить читателям.

Книга в библиотеке: Тюльбашева С., Лес. — Москва :Эвербук : Дом историй, 2024. — 384 с. ; 21 см. — (Чердак.готические романы). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: Т982; Инв. номер: 2455895-КХ(А)

Яна Вагнер «Тоннель» (18+): для любителей жёстких психологических экспериментов

В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия.-3

Сюжет. 6 июля. Утомительный жаркий воскресный вечер перешел в душную ночь. При въезде в Москву в тоннеле скопились сотни машин. На часах уже 23:00, завтра всем на работу, люди раздражены и устали. Вскоре выясняется, что причина мертвой пробки вовсе не в аварии, а в том, что тоннель заблокирован: ворота по какой-то причине автоматически закрылись. Причем с двух сторон. Наверное, произошла какая-то техническая ошибка, думают люди, и помощь вот-вот явится… Но наступает утро, время идет – и ничего не меняется. Воздуха в тоннеле становится меньше, электричество сбоит. И сотни людей, страдающих от жажды, духоты и усталости начинают бороться за выживание. Иногда весьма агрессивно.

«Господи, сколько можно притворяться! Нет отсюда никакого выхода. Его нет. Ничего тут нет — ни лестниц, ни лифтов. Там река наверху. Тридцать метров воды, а вокруг бетон. Сверху, снизу, справа, слева — везде. Со всех сторон. Его можно только взорвать. Мы отсюда не выберемся».

Почему стоит прочитать. В библиографической копилке Яны Вагнер есть и герметичный детектив («Кто не спрятался»), и роман-катастрофа про эпидемию («Вонгозеро»). Однако при всей нетривиальности выбираемых автором тем, в каждой своей книге она ставит один и тот же психологический эксперимент: запирает своих героев в замкнутом пространстве и смотрит, что из этого выйдет. Как правило, ничего хорошего. «Тоннель» отличается от прежних романов многолюдностью и действительно сильным финалом.

Итак, сотни людей оказались в ловушке. Вместо того чтобы искать выход, самоорганизоваться, они начинают конфликтовать друг с другом и бороться – не только за выживание, но и за власть. Ведь в тоннеле собрались представители всех слоев нашей родины: пьющий интеллигент-инженер на старой Тойоте и патриот на УАЗе с наклейкой «Спасибо деду за Победу», типичная «яжемать» из Пежо и гламурная парочка на красном кабриолете, «железная» чиновница из Майбаха и не говорящий по-русски мигрант на газели с «Напитками Черноголовки», автобус с тётками и бригада вахтовиков, два полицейских с арестантом-психопатом и всего один доктор – и тот робкий стоматолог. Слишком близко друг к другу оказываются люди, находящиеся, как правило, по разные стороны жизни. Обозленные, обиженные, они начинают делить территорию и окружающих на «своих» и «чужих». Конфликты будут множиться, и ближе к финалу в почти безвоздушном и темном 3,5-километровом тоннеле развернется отвратительная кровавая бойня…

Пока читаешь «Тоннель» все время ловишь себя на мысли: «нет, так не бывает, слишком уж мрачно автор судит о современном обществе». Однако не спешите с выводами. Только дочитав до конца, вы сможете вполне оценить замысел Яны Вагнер. Если коротко: это роман о человечности, которая под влиянием обстоятельств может стремительно исчезнуть. Но может и сохраниться. Все зависит только от нас.

Книга в библиотеке. Вагнер Я., Тоннель : роман. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024. — 569, [1] с. ; 21 см. — (Яна Вагнер: история одной компании).Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: В125; Инв. номер: 2454456-КХ(А)

Дэниел Мейсон «Северный лес» (18+): если хочется чего-то красивого и необычного

В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия.-4

Сюжет. История этого места начинается с любви и ненависти. Примерно 400 лет назад из деревни колонистов сбежали влюбленные: их отношения были невозможны в пуританской общине. Они скрылись во владениях индейцев – глухом лесу в Западном Массачусетсе. Через много лет в эти места пришли белые, и в результате взаимной вражды здесь погибло несколько человек. Из семечка яблока, которое ел один из них, выросло дерево. У плодов был необычный вкус, который покорил бывшего солдата Чарльза Остгуда. Он построил здесь дом, переселил семью и стал выращивать яблоки, которые все в округе стали называть «остгудское чудо». Дальше время потечет быстрее: дом и земля не раз сменят владельцев. Почти все они станут заложниками прекрасного и таинственного северного леса.

«Последнее яблоко сезона – мое утешение. И загадка: внутрь ведет червоточина, но второго отверстия нет. Как это понимать? Они возвращаются той же дорогой? Или яблоко впитывает их в себя?»

Почему стоит прочитать. Мы полюбили Дэниела Мейсона после «Зимнего солдата» - романа, в котором автор научил нас среди мрака, холода и войны различать дыхание надежды и трепет любви. «Северный лес» - книга еще более замысловатая и красивая, чем «Зимний солдат», похожая одновременно на фантасмагорическую сказку и историческую хронику. Собственно, это и есть роман-хроника, в котором истории связаны только пространственно: все события происходят в том месте, где когда-то влюбленные построили свою хижину, а спустя какое-то время было совершенно убийство. Не раз потом эти два сюжета – любовь и смерть – повторятся. Но героями будут не только люди: роман населен ветрами, деревьями, яблоками, червями, жуками-короедами и… призраками. Все они связаны друг с другом, хотя и не знают об этом. Истории драматические переплетаются с юмористическими, эпистолярный любовный роман переходит в бойкий детектив, мрачноватые баллады дочерей Остгуда, воспевающие дикую природу, рифмуются с исследованиями эколога-лесоведа Норы, которая уже в наши дни изучает деревья прошлого по картинам художника Уильяма Тила, жившего затворником в этих местах. Увы, северный лес в наши дни стремительно исчезает: сперва его разъели споры, потом часть вырубили под автомагистраль, а оставшуюся территорию расчистили под дома. И пенье птиц прекратилось. И все же в финале, глядя из далекого будущего, вы увидите, что время не имеет конца и, сделав положенный круг разрушений, история начинается заново. Конечно, с любви.

«В минуты отчаяния она ищет прибежища в лесах прошлого. Они становятся ее личным Архивом, а сама она – Архивариусом, и со временем она убеждается, что единственный способ не рассматривать мир как историю утрат – это рассматривать его как историю перемен».

Книга в библиотеке. Мейсон Д., Северный лес : роман. — Москва : Фантом Пресс, 2024. — 445, [2] с. ; 21 см. Свердловская ОУНБ; Отдел: КХ(А); Шифр: 84(3); Авторский знак: М45; Инв. номер: 2454253-КХ(А)

  • О романе «Зимний солдат» Дэниела Мейсона мы писали здесь.

Абрахам Вергезе «Завет воды» (16+): семейная сага на все лето

В сегодняшней подборке четыре прекрасных романа, которые словно специально созданы для читательского удовольствия.-5

Сюжет. «Ей двенадцать лет, и утром она выходит замуж». Так начинается эта сага, длиною в 70 лет, охватывающая три поколения индийской семьи. 1900 год. После смерти отца-священника родственники решили поскорее избавиться от «лишнего рта» и выдали замуж его единственную дочь за сорокалетнего богатого вдовца, имеющего, к тому же, двухлетнего ребенка. Даже для Индии, где традиционно заключали браки между десятилетними детьми, такой мезальянс не сулил ничего хорошего. Однако Парамбиль (так называется ее новый дом) встречает девочку ласково: приходит знакомиться своенравный и гордый слон Дамо; живущие в подвале духи благожелательны. Пройдут годы, Мариамма повзрослеет, станет полноправной хозяйкой Парамбиля, все в округе будут называть ее не иначе как «Большая Аммачи» (большая мама).

1933 год. Шотландец Дигби приезжает в Мадрас, чтобы работать хирургом. В Глазго его карьера не могла состояться из-за низкого происхождения. Зато в Индии с ним обращаются почтительно, ведь он – белый человек, почти божество! Однако Дигби не интересуют сословные привилегии, он влюблен в медицину, и здесь, в Индии, он надеется найти свое призвание.

Истории семьи из Парамбиля и Дигби – как два морских течения – будут идти навстречу друг к другу через весь роман, пока не сойдутся в одном таинственном потоке, называемом судьбой.

Почему стоит прочитать. «Завет воды» поклонники Абрахама Вергезе ждали 15 лет – столько времени прошло с момента выхода романа «Рассечение Стоуна». Тогда дебютная книга Вергезе, едва появившись на свет, стала мировым бестселлером. «Завет воды» повторил этот успех. В чем феномен Вергезе? Он умеет угодить и взыскательным интеллектуалам, и чувствительным домохозяйкам. Сюжет «Завета воды», если отбросить фактуру и стиль, довольно мелодраматичен: семейные тайны, страстная запретная любовь, плодом которой становится ребенок, оставленый на воспитание в чужой семье, загадочное исчезновение героини после родов... Характеры главных персонажей тоже кажутся списанными из индийских фильмов: благородные, честные, талантливые, страстные – они становятся жертвами роковых обстоятельств или дурной наследственности. Главная интрига в романе связана с «Недугом» - так называют странную болезнь (или проклятье), по вине которой мистическим образом многие в роду мужа Мариаммы погибают от утопления. К другим признакам таинственного недуга относятся глухота и эксцентричное поведение. Пройдет немало времени, прежде чем внучка Большой Аммачи найдет медицинское объяснение «семейному проклятию».

Собственно, именно в этом и состоит секрет Вергезе: да, его героям не хватает психологической глубины, а сюжет укладывается в жанр «мыльной оперы», но автор наполняет роман медицинской проблематикой и философией – и повествование обретает остроту и многозначность, сентиментальное и чувствительное уступает место рациональному и сострадательному. Медицина в книге – это не просто еще одна экзотическая тема (как колоритная, обаятельная, «чрезмерная» и какая-то все же сказочная Индия), а предмет, о котором автор – это очень чувствуется – размышляет всерьез и долго, возможно, всю жизнь. Сам доктор с большим стажем, Вергезе не боится задавать вопросы об этике и ответственности врача. В романе много талантливых персонажей-медиков: для кого-то врачевание – только работа, для кого-то – искусство, но лишь единицы откроют подвижнический смысл своей профессии. Через всю книгу красной нитью проходят слова Авиценны: «Люби больных, всех и каждого, как будто они твои родные». Впрочем, иногда и к родным стоит относиться как к пациентам – более бережно и сострадательно.

«Завет воды» - это, конечно, прежде всего сказка (пусть вас не смущает внушительный объем в 800 страниц), в которой много чудесного и печального, наивного и мудрого, смешного и горького, светлого и таинственного. И, как всякая добрая сказка, эта книга обладает целительными свойствами, недаром ее автор – врач.

«сказка, которая оставляет след в душе слушателя, рассказывает правду о том, как устроен мир, а значит, неизбежно повествует и о семьях, их победах и их ранах, об их усопших, в том числе и тех, кто превратился в блуждающего призрака; сказка должна научить, как жить в Божьем мире, где радость никогда не избавляет от печали. Хорошая история способна сотворить то, до чего не доходят руки у милостивого Бога, она исцеляет семьи и избавляет их от бремени тайн, чьи узы сильнее кровных. Поскольку тайны эти – как раскрытые, так и сохраненные – могут разрушить семью».

Книга в библиотеке: Вергезе А., Завет воды : роман. — Москва : Фантом Пресс, 2024. — 797, [2] с. ; 22 см. Шифр: 84(3); Авторский знак: В311; Инв. номер: 2454257-КХ(А)

  • О романе «Рассечение Стоуна» мы писали здесь.

Приятного чтения!

***

Автор обзора: Кузьмина Анна, отдел культурных программ Библиотеки им. В. Г. Белинского.

  • Приглашаем на наш телеграм-канал, в котором мы пишем не только о событиях, происходящих в библиотеке, но и рассказываем о самых разных книгах: от классики до нон-фикшена.