Билл Виола.
Тот, кто со страстью первооткрывателя переосмыслял традиционную западную иконографию, религиозные образы, мистицизм и метафоры через их преломление в современной повседневности средствами медиаискусства.
Начнем сначала. Видеоарт появился в первой половине 1960-х годов и тогда это был такой паллиатив абстракции - этакий эмбрион привычного нам видеоарта.
Чаще всего тогда экспериментировали с трансформацией телевизионного сигнала - в 1963 году один из главных адептов и пионеров новых медиа Нам Джун Пайк создает Zen for TV (Дзен для ТВ). Или художественно расстроенный телевизор, транслирующий только одну единственную полосу - этакий Барнетт Ньюман на новый лад и с новой транскрипцией, ибо по сути экран транслировал отсутствие изображения, пустоту (воплощенную еще в эстетически понятной абстрактной форме)... или Дзен. Ибо дзен-буддизм - это пустота, отсутствие границ, чистый сигнал, как у телевизора Пайка.
Видеоарт конца 1960-х-1970-х видоизменился - стал активно подменять документальную фотографию, т.е служить для записи перформансов. А еще превращать монитор в объект, который блокирует видимое.
Вольф Фостель, адепт видеоарта и соратник Нам Джун Пайка по "Флюксусу", наверное, наиболее ярко и емко показал все возможности таких телевизионных блокировок - ряд проектов, объединенных общим названием "ТВ-деколлаж". То были и предметные деконструкции (скажем, на ферме скульптора Дж. Сегала в Нью-Джерси Фостель вставил телевизоры в рамки для картин, обмотал их колючей проволокой, а затем устроил церемонию шутовского погребения), и чистый видео-арт.
А потом наступили 1980-ые - технология достигла расцвета и художники со страстью фанатиков-неофитов увлекаются возможностью создания новейших картин - "бесплотных, но еще более живых, чем в живописи, обладающих самостоятельной судьбой, в отличие от кинокадра, всегда подчиненного целому фильму, наконец, интерактивных, способных взаимодействовать со зрителем" (Екатерина Андреева "Постмодернизм").
И если пионерами видеоарта 1960-х были те же Нам Джун Пайк и Фостель (в СССР - Булат Галеев и его НИИ "Прометей"), то в начале 1980-х - это Билл Виола и Гэри Хилл.
И Билл Виола тут, конечно, вне конкуренции.
Человек - Легенда.
Художник - Мост или Дверь.
Потому что он обращался к фундаментальным вопросам жизни - рождению, смерти и трансформации; исследовал дуализм этих философских маркеров; создавал сакральные пространства, где было так много настоящего и где так недвусмысленно угадывалось прошлое...
Как, скажем, в этой крошечной камере, где Джон, испанский мистик 16 века, писал экстатические стихи, несмотря на то, что месяцами подвергался пыткам (видеоинсталляция "Комната для святого Иоанна Креста", 1983).
Или где он [Виола] ака Гойя создает свою версию "Сна разума" (1988) - этакий Девид Линч, перекодированный в видеоарт инсталляцию.
То была комната - типичный гостиничный номер, стены которого, когда внезапно гас свет, превращались в гигантские экраны (гром и молния бессознательного знания).
То была белая сова, рентгеновский профиль человеческого скелета и зарево пожара.
И то были Гойя, Линч и провидение.
А еще Билл Виола - мастер технологии slow motion, т.е замедления жизни... и тут во главе угла стоит не "спецэффект" создания видео, а способ отношения к жизни - замедляя время, он показывает эмоцию человека, которую невозможно увидеть и почувствовать в ускоренной перемотке.
И таких работ много - "Пространство между зубами" (1976), "Безмолвная гора" (2001)...
..."Комната Катерины" (2001) - недвусмысленная отсылка к житиям святых: пять экранов и повторяющиеся повседневные ритуалы одинокой женщины в разное время суток.
"Раскрытие сознания, раскрытие красоты, присутствующей даже после смерти, момент благоговения, пространство без слов, пустота, из которой вырастают горы, радость любви, печаль потери, дар оставить что-то после себя следующему путешественнику" (Билл Виола).
Два дня назад, 12 июля 2024 года, Билл Виола умер.
Ему было 73 года.
И вот его последний видеоарт "Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)" (2014), который с мая 2014 года представлен на пмж в соборе Святого Павла в Лондоне.
То будет один из главных маркеров его творчества - разговор о смерти. Но то будет именно его, Билла Виолы, понимание и отношение к смерти... которое у него во многом формируется на основе Египетской книги мертвых. Это не про страх конечности жизни, а про перерождение и трансформацию энергии в том понимании, которое было у египтян: она возвращается в космос и в нем растворяется...
... под натиском природных сил. Потому что самое страшное для Билла Виолы - не война, а именно стихия. Друг и враг, и главная сила, снова и снова испытывающая героев многих работ художника.
Так случилось, что в шесть лет юный Билл чуть не утонул в озере. Оказавшись на глубине, он одновременно ощутил невероятную красоту подводного мира и конечность своего существования. А еще осознал, что за жизнью существует нечто большее... говоря терминологией тибетского буддизма - там, за жизнью, есть "бардо" или "антарабхава", т.е то самое состояние, когда душа выходит из физического тела и перерождается (в другом состоянии).
"Греческое слово, обозначающее мученика, первоначально означало "свидетель"... мученики являются примером человеческой способности переносить боль, лишения и даже смерть, чтобы оставаться верными своим ценностям, верованиям и принципам" (Билл Виола)