Но потом понял, что это все не то, и обратился в новую веру, став пионером искусства новых медиа.
Его зовут Нам Джун Пайк и он протагонист видеоарта, который написал диссертацию об Арнольде Шенберге (композитор), входил во флюксус (движение неодада), был знаком с Бойсом, Кейджем, Штокхаузеном и Фоштеллом.
В 1959 году Нам Джун Пайк представил миру "Оммаж на Джона Кейджа". Этот перформанс сочетал заранее записанную композицию со звуками на сцене, которые издавали люди, курица, мотоцикл и оные объекты - кейджевская идея о том, что в качестве музыки можно использовать повседневные звуки и всякие шумы (ученик Джона Кейджа Джордж Брехт, например, извлек мелодию из падающих в пустой сосуд капель - такая музыкальная версия дриппинга).
Но то была уже телевизионная эра и не воспользоваться благами цивилизации казалось делом греховным, даже срамным. Более того, то была область доселе неизведанная, аки космос.
В 1961 году Гагарин приоткрыл завесу тайны мира над облаками. В 1962 году Нам Джун Пайк создал Zen for film (Джен для фильма) - на экран телевизора проецировалась картинка, складывающаяся из случайных теней от проходящих людей и проекций пыли на неотснятой кинопленке.
А в 1963-м - Zen for TV (Дзен для ТВ). Это был художественно расстроенный телевизор, транслирующий только одну единственную полосу. Т.е экран транслировал отсутствие изображения, пустоту или Дзен. Ибо дзен-буддизм - это пустота, отсутствие границ, чистый сигнал, как у телевизора Пайка.
Дело в том, что видеоарт 1960-х - это еще зародыш привычного нам видеоарта, эдакий вариант абстракции, ее паллиатив. То была эпоха экспериментов с трансформацией телевизионного сигнала.
Более того, 1960-ые - это как раз то самое время, когда художественным материалом становится все, на что шальной глаз творца упадет: старая одежда, резиновые калоши, использованные тюбики из под зубной пасты, помятые консервные банки, щетки, трещетки... телевизоры.
В 1963 году Нам Джун Пайк представил миру свою знаменитую композицию из двенадцати телевизоров, вся соль которой, помимо того, что скульптурными материалами стали утилитарные бытовые телики, - при помощи магнита на этих экранах можно было создавать абстрактные узоры.
Второй момент - это флюксус.
Флюксус - международное движение продада или неодада. Эдакий антикапиталистический интернационал, проживший 1960-ые как политический перформанс.
Потому что ребята эти (самые известные герои движения - Джордж Мачюнас, Нам Джун Пайк и Йозеф Бойс) остро чувствовали абсурд мировой политики и двусмысленность технического процесса.
Вообще само название "флюксус" - отсылка к философии Гераклита, т.е бесконечно ценны перемены, а стабильные состояния мира нет.
Они любили хором читать вслух каждый свою газету, производя впечатление полной какофонии, играть музыку, щедро намазывая руки кремом "Нивея", аккурат перед микрофонами - так хлопающее "чавканье" разносилось по залу многократно. Они могли закидать зрителей пирожными, ранить битым стеклом, потому что:
"Мы создаем музыку, которая не является музыкой; мы пишем стихи, не имеющие отношения к поэзии; мы делаем картины, не относящиеся к живописи; НО мы пишем музыку, которая является поэзией, возможно, мы пишем стихи, являющиеся картинами - возможно, мы создаем картины..." (из манифеста, написанного на заднике "концертирующих" - перформанс "ФЛЮКСУС: Музыка и антимузыка. Инструментальный театр", Копенгаген).
Вообще флюксус - явление прелюбопытнейшее: в 1964 году Бойс участвовал в конкурсе на памятник жертвам Холокоста в Освенциме с проектом "Лечить подобное подобным". То была витрина, в которой находились кубы жира, распятие и около него кусок печенья как облатка, фрагмент дохлой крысы и связка сосисок. Идея Бойса была проста (и маргинальна) - невозможно эстетически оформить тему смерти. Все, точка.
Про Бойса ⬇️
Другой экстремизм совершил уже в 1965 году сам Пайк - перформанс "Робот-опера". Механический корявый киборг с громкоговорителем путь свой держал к Бранденбургским воротам, исторгая из себя "оперу" - речи Гитлера плюс шумовые помехи (робот громко изрыгал из себя засыпанные в него бобы, перебивая слова фюрера).
Но вернемся к видеоарту в его младенческом варианте. Откровенно говоря, на мой взгляд, эта часть истории новых медиа куда интереснее и остроумнее нынешних 😁
В 1964 году Нам Джун Пайк перебрался в Нью-Йорк, где познакомился с виолончелисткой Шарлоттой Мурман. Вместе они стали творить музыкальные перформансы, сочетая видео с музыкой.
1967 год. Перформанс Opera sextronique. Шарлотта играла на виолончели топлес... в знак свободы, за что и была арестована, а перформанс запретили. В 1969 году они с Пайком придумали новую версию этой истории - перформанс TV Bra (Бюстгальтер для телевизора). Вся соль в том, что Шарлотта вновь была топлес, но не топлес, ибо надела бюстгальтер из маленьких телевизионных экранов.
"Используя телевизор как бюстгальтер… самую интимную вещь, принадлежащую человеку, мы продемонстрируем как человек использует технологии, а также вдохновим людей искать новые, творческие и гуманистические способы использования технологий" (Нам Джун Пайк).
Пайк всегда считал, что "телевидение есть часть природы, естественного порядка вещей" и создал в 1974 году ТВ-Сад - инсталляцию с его любимыми телевизорами, где мониторы располагались среди растений. Т.е они - это часть живого сада.
Но вернемся с Пайку и Мурман. В 1971 году они провели перформанс TV Cello (Телевизионная виолончель), где телевизоры были составлены таким образом, что по форме напоминали виолончель. Когда Шарлотта проводила смычком по этой "виолончели", на экранах возникали образы ее и других виолончелистов.
Затем, в 1974 году, Пайк создал того самого Будду. Вернее ТВ-Будду - инсталляцию сидящего Будды, смотрящего на собственное изображение на экране телевизора. И знаете в чем прелесть этой работы? Она до сих пор звучит и звучит каждый раз по-новому. Потому что музеи и галереи выставляют ее по мере сил и креативной мысли, т.е кто берет дешевую статуэтку с блошиного рынка и старый толстый телик, кто ту же дешевую статуэтку и новенькую плазму, кто старинную скульптуру и новенькую плазму, а кто старинную скульптуру и старенький телевизор. Чистое время переживается каждый раз заново.
Но вернемся в 1965 год.
Sony выпускает Portapak - первую портативную видеокамеру, которую Нам Джун Пайк сразу же покупает. Первым его видео стала запись пробки, созданной кортежем Папы Павла VI, ну и понеслось... но понеслось аккурат около Пайка, ибо наш дружочек снимал неохотно, большинство его работ - это уже существующий материал, трансляции... ибо Пайка больше интересовала не режиссура, а арт.
Например, видеоколлажи. Один из таких Global Groove Пайка и Джона Годфри. Слова во вступлении гласят: "Видео-пейзаж завтрашнего дня, когда вы сможете переключиться на любую станцию Земли и тв программы будут толстыми как телефонная книга Манхэттена". И тут будет куча всего и будет все очень быстро - нарезка с кадрами рок-н-ролла, Аллена Гинзберга, Шарлотты Мурман, Джона Кейджа, барабанщика Навахо...
Оп, вот вам и эстетика канала MTV 😁
Да, именно Нам Джун Пайк создал башню из 1003 мониторов для Олимпийских игр в Сеуле 1988 года.
Именно он сформулировал термин "electronic superhighway" ("электронная супермагистраль") - про тот нескончаемый поток информации, который сулила миру грядущая эра интернета.
И всегда говорил, что "Будущее – это сейчас".