Найти тему
Записки режиссера

Про экран, детей и пуделей

Оглавление

Как мы с вами разобрались, единственный язык режиссера - это мизансцена. Далее есть еще один аспект, который, на мой взгляд, очень важен. Это работа с вниманием зрителя. Я расскажу одну театральную байку.

Однажды, советский режиссер решил поставить очень агрессивную пьесу, так сказать не подстать времени. Назовем это "разговор на советской кухне". Он предложил артистам поставить спектакль и они согласились, но остались в замешательстве. В те времена были цензоры, которые имели право отменить спектакль до показа его на широкую публику. Репетиции шли, артисты еще больше волновались за "сохранность" режиссера. И вот вся подноготная "неугодной" пьесы отрепетирована и завтра придут цензоры. Режиссер поставил все по тексту. Вызвал к себе в кабинет актрису, которая не участвовала в репетициях:

Режиссер: Сударыня, у Вас еще жив белый пудель?

Актриса: Да, конечно...

Режиссер: Завтра вы должны прийти на показ и одеться в белое чеховское платье, взять зонтик и своего замечательного пса. Я буду сидеть в зале с фонариком и иногда его зажигать. Как только увидите сигнал - просто и очень спокойно проходите по первому плану из одной кулисы в другую. Справитесь?

Актриса: Конечно...

День в день

Наступил следующий день, режиссёр сказал артистам, чтобы играли так, как репетировали и не реагировали ни на что. Что бы ни происходило на сцене, пусть играют, как репетировали. Начался спектакль. Почти сразу возникла "опасная" сцена и режиссер включил фонарик. Действие продолжилось, но из левой кулисы вышла дама в белом с аристократичным белым пуделем. Он выходил без опаски, только иногда останавливался и нюхал планшет сцены, на что его хозяйка спокойно дожидалась и они продолжали прогулку. Так повторялось до антракта. Артисты, которые играли спектакль, с волнением ждали следующего акта. Они были уверены, что уже со сцены было сказано столько всего "неугодного". К ним пришел спокойный режиссер и сообщил, что продолжаем играть в том же духе, как репетировали. Артисты в недоумении начали играть второй акт. В нем также возникал фонарик и белый пудель. Показ прошел. Цензоры на обсуждении восхищались актерской игрой и замечательным спектаклем:

Цензор: Наша коллегия в восторге от спектакля, но есть одно "Но"...

Режиссёр: Какое же? Говорите!

Цензор: (выдержав паузу) Зачем в спектакле  белый пудель?

Режиссер: Убираем!

Итог

Внимание зрителя всегда будут притягивать дети, животные и видеоряд. С этими вещами нужно быть очень осторожными. Первых двух ни один артист не переиграет, а третий - ментальность наша изменилась.