Многие из наших нынешних трудностей и психологических травм тянутся из детства, с момента когда формируются основы нашего характера, поведения, решительности. Давайте поговорим о двух ключевых понятиях, которые влияют на нашу жизнь с самого раннего возраста: воспитание и управление.
Воспитание – это прежде всего труд и желание достучаться до ребенка, чтобы он осознавал свои действия и умел принимать правильные решения. Настоящее воспитание не заключается в постоянных указаниях и наказаниях, а в том, чтобы помочь ребенку понять и принять мир, научиться принимать решения и не бояться ошибаться. Это процесс, в котором взрослый становится наставником и другом, а не строгим надсмотрщиком.
Управление - это постоянный контроль и корректировка действий ребенка, без объяснений почему именно так, а не иначе, давление криками и своим авторитетом.
Рассмотрим всем знакомые примеры:
Управление:
1. "Если ты не сделаешь это сейчас, будешь наказан(а)!"
2. "Я сказал(а) так, и точка."
3. "Почему ты всегда все делаешь неправильно?"
4. "Ты должен(а) слушаться меня, я лучше знаю."
5. "Если ты не будешь слушаться, никакой улицы, телефона, компьютера..."
Воспитание:
1. "Давай обсудим, почему это важно сделать сейчас."
2. "По твоему мнению, какой будет лучший способ справиться с этой ситуацией?"
3. "Я вижу, что тебе сложно. Как я могу помочь тебе?"
4. "Давай попробуем разобраться вместе."
5. "Ты сам(а) что думаешь по этому поводу? Как бы ты хотел(а) поступить?"
Живой пример: Представьте себе мальчика 8-ми лет, который разбил вазу. Родитель, который предпочитает управление, начнет кричать и наказывать: "Ты снова всё испортил! Почему ты такой неуклюжий?". В результате ребенок будет чувствовать себя виноватым и бояться делать, что-либо самостоятельно.
Теперь представим другого родителя, который воспитывает. Он подойдёт к мальчику, успокоит его и скажет: "Я вижу, что ты расстроен. Теперь давай вместе подумаем, как можно это исправить и в следующий раз быть аккуратнее". Такой подход не только помогает ребенку справиться с ситуацией, но и учит его ответственности и самообладанию.
Управление же, напротив, фокусируется на контроле и подчинении. Это метод, который часто приводит к подавлению личности и развитию комплексов. Управляющий родитель не дает возможности для самовыражения и самостоятельности. Это создает атмосферу страха и напряженности.
А как же школьные учителя?
Учитель-управленец будет требовать безупречного поведения и безоговорочного подчинения, наказывая за любую провинность. Такой подход может создать видимость порядка, но в долгосрочной перспективе он убивает интерес к учебе, снижает мотивацию, ворует таланты. Для таких «учителей» - непослушный ребенок = неудобный, мешающий.
Учитель - воспитатель, напротив, стремится понять своих учеников, найти к каждому индивидуальный подход и поддержать в трудную минуту. Такой учитель не просто передает знания, но и помогает детям развиваться как личностям, раскрыть свои таланты, формируя в них уверенность и желание учиться.
Все это важно, потому что наш опыт детства отражается на всей дальнейшей жизни. Люди, выросшие в атмосфере доверия и понимания, чаще достигают успеха и строят гармоничные отношения. Те же, кем с детства только управляли, могут сталкиваться с внутренними конфликтами и страхами, которые мешают им полноценно жить и строить отношения.
Подумайте о своем детстве. Какие методы воспитания применяли ваши родители? Как это отразилось на вас? И, самое главное, какой подход вы используете в отношении своих детей или подчиненных? Пересмотрите свои методы взаимодействия с окружающими, чтобы создать атмосферу поддержки и доверия, где каждый сможет чувствовать себя значимым и ценным.
Ведь в конечном итоге, мы все хотим одного – быть понятыми и принятыми такими, какие мы есть.
Благодарю, что дочитали статью до конца. Можете поделиться своим мнением в комментариях и подписаться на канал, впереди много интересных тем!